НАЗНАЧЕННЫЙ во главе Госкомиссии РФ по урегулированию приднестровского конфликта Евгений Примаков на днях провел консультации со своим украинским коллегой Владимиром Горбулиным. Сможет ли Москва реально подтолкнуть переговорный процесс, в котором за последнее время утратила прежние лидирующие позиции, более того - стала здесь главным врагом для себя? За 10 лет она, похоже, так и не определила, какую формулу окончательного урегулирования, учитывающую и ее собственные геополитические интересы, хотела бы реализовать.
Вариантов известно несколько. Если первым предлагается закрепить за Приднестровьем автономный статус в составе единой РМ, то второй подразумевает выстраивание отношений в рамках общего государства двумя равноправными субъектами. Третьим вариантом предусматривается признание суверенной государственной ПМР, а четвертым - присоединение ее к России или Союзу РФ с Белоруссией - быть может, в компании с Украиной. Пятый вариант предполагает полноправное включение Приднестровья в международную систему торгово-экономических связей при сохраняющейся его политической непризнанности - на тайваньский манер. И шестым предлагается оставить все как есть, то есть в сегодняшнем подвешенном состоянии.
На варианте подчиненного автономного статуса в последние годы неизменно настаивает Кишинев. Однако он не устраивает Приднестровье, вполне устоявшееся как государственно-территориальное образование.
При любой форме автономности Приднестровья правом решающего голоса будет наделен кишиневский парламент. Тот самый, который и ранее принимал законы без учета мнения приднестровцев, а в самом начале - и вопреки протестам их представителей, что и послужило одной из причин конфликта. А следовательно, новые поводы для очередного витка противостояния неизбежны.
Но тогда зачем городить огород? Тем более России, выступающей гарантом урегулирования и однажды, в 1992 г., уже остановившей попытку силового воздействия на приднестровцев. К тому же принятие идеи автономности означало бы отказ от собственной новаторской формулы "общего государства", предложенной в 1997 г. Евгением Примаковым.
Правда, далее обеспечить теоретическое ее развитие и практическое наполнение Москва не сумела. Зато в поисках ответа на вопрос, что такое "общее государство" (ОГ), отличилась Украина. В представленном ее президентом проекте заложены новые перспективные ориентиры урегулирования. И в Киеве же на организованном ОБСЕ "рабочем столе" англо- и русскоязычные группы специалистов предложили исходные схемы устройства ОГ, составленного двумя равноправными субъектами. В этом направлении продвинулись и эксперты Кишинева и Тирасполя, занятые определением общих пространств - правового, экономического, оборонного и т.п.
Таким образом, инициированный Москвой вариант оказался вполне реализуемым. Но для воплощения его потребовался бы, разумеется, обоюдный компромисс: чтобы Кишинев, скажем, отказался от идеи автономии, а Тирасполь - от претензий на суверенную государственность ПМР. Данное условие служило бы залогом выполнения принципиальных задач: мирного завершения процесса урегулирования, восстановления территориальной целостности страны, воссоздания единого хозяйственного механизма и ликвидации сегодняшних барьеров.
Очевидные плюсы гарантированы и России. Эффективно и эффектно завершив миротворческую миссию, Россия, несомненно, упрочит свои позиции в регионе в целом и в самой Молдавии, что поможет ей решить вопрос по ОГРВ. Во исполнение требований стамбульского саммита ОБСЕ Москва могла бы вывезти боеприпасы и вооружение ОГРВ, но воинский контингент оставить. В этой связи неправомерными представляются ссылки на нейтральный статус РМ, поскольку он закреплен Конституцией, принятой одним субъектом без участия другого, и вдобавок не отражает фактической ситуации с наличием двух армий, энергично повышающих свой боевой уровень в различных военных учениях. В таких условиях задействованная в миротворческой операции ОГРВ не станет источником напряженности.
Третий и четвертый варианты чреваты переносом разделительной линии "Запад-Восток" от Прута к Днестру. В сложившихся условиях для Приднестровья обрести независимость или же вступить в союз с какой-то другой страной возможно, лишь если, скажем, правобережье Молдавии уйдет в состав Румынии. Прогнозируемое в этом случае перемещение пограничной оси подразумевает и сужение зоны российского влияния.
Исторический фон в этом регионе таков, что всякий пересмотр границ может вызвать цепную реакцию взаимных территориальных претензий и резкие перемены расклада в общем пасьянсе. Тогда как для Москвы, до сих пор не продемонстрировавшей здесь способности действовать решительно и целенаправленно, сподручней иметь дело с постоянными величинами. К тому же интригу рассматриваемых сюжетов еще более запутает неизбежное соперничество с Украиной.
Куда более скромная затея с непосредственным включением Приднестровья в международный торгово-экономический контекст сулит несомненно больший эффект - правда, необязательно для России. Западу же на освоение Приднестровского региона понадобится меньше средств, чем на РМ, бесплодно профукавшую миллионные кредиты. И в отличие от РМ у Приднестровья основная доля экспорта ориентирована именно на западные страны. О перспективности деловых контактов свидетельствуют успешные результаты гуманитарной акции США (выделивших уголь для ветеранов ВОВ), которые координатор госдепартамента США по программе помощи новым независимым государствам Строуб Тэлботт обсудил в Тирасполе с приднестровским президентом Игорем Смирновым и министром иностранных дел Валерием Лицкаем. Он не оставляет надежды на возможность сохранения ситуации неизменной (по шестому сценарию) до той поры, пока до нее у Москвы не дойдут руки.
Ранее звучавшие в Кишиневе призывы вице-председателя Национал-либеральной партии Анатола Царану к применению более радикальных методов убеждения Приднестровья (вроде экономической блокады) сегодня сопрягаются с предостережениями участников постоянного совета ОБСЕ в Вене о возможном отказе западных партнеров продолжить экономические связи с Приднестровьем, если оно будет блокировать вывод российских боеприпасов и вооружения (о воинском контингенте речи пока не шло). Другое дело, что Царану запускает свои скандальные проекты (первым провозглашалось создание союза РМ с Румынией) в основном для того, чтобы вернуться в большую политику. Но задействованные в них лица и формирования представляют весьма ограниченный спектр молдавского населения. В отличие от официального Кишинева большинство здешних респондентов в социологическом опросе, проведенном по заказу "НГ", не сочли подразделения РФ источником опасности.
Существующий здесь общественный ресурс поддержки и продвижения своего курса Москве еще предстоит реализовать, осуществив целый комплекс разновекторных и разноуровневых задач - от создания дееспособных, стабильных экономических схем до организации надлежащего информационно-пропагандистского обеспечения.
Кишинев