0
948
Газета СНГ Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Нелегкий путь из Стамбула в Кисловодск

Тэги: четверка, СНГ, Кочарян, Шеварднадзе, Алиев


ОЧЕРЕДНАЯ встреча "Кавказской четверки" состоится в рамках предстоящего неофициального саммита СНГ в Крыму. Официальная повестка переговоров Владимира Путина, Гейдара Алиева, Роберта Кочаряна и Эдуарда Шеварднадзе не оглашается. Однако, как стало известно "НГ" из осведомленных источников, основной темой обсуждений в формате "1+3" станет идея формирования так называемого Пакта безопасности на Южном Кавказе.

Концепция формирования общекавказской системы безопасности, именуемая в турецко-американском варианте Пактом безопасности и стабильности (по балканской аналогии), как уже неоднократно отмечала "НГ", играет роль дипломатической "лакмусовой бумажки", показывающей геополитические императивы закавказских республик и основных игроков на Большом Кавказе, а именно - России, Турции, Ирана, США и в некоторой степени Евросоюза. Следует отметить, что сама идея пакта не нова и представляет собой неконкретизированную декларацию благих намерений по мирному урегулированию всех региональных конфликтов, разблокированию границ и коммуникаций, установлению атмосферы политического доверия, налаживанию экономической кооперации и совместному обеспечению общерегиональной безопасности. Также необходимо признать, что начало этому бесперспективному с позиции нынешних реалий процессу было поставлено Россией. Именно Москва стала инициатором так называемого Кисловодского процесса, в основу которого была заложена идея единства Кавказа - Северного (российского) и Южного (постсоветского).

Однако ослабление влияния Москвы в Закавказье и продекларированный официальными Тбилиси и Баку откровенно прозападный внешнеполитический курс привели к "естественной смерти" Кисловодского процесса. Немаловажную роль, безусловно, сыграли военно-политический провал России в Чечне и процесс прогрессирующего взаимоотторжения северокавказских республик и федерального Центра. Изменение же этой ситуации, а именно - очевидное усиление Москвы на Северном Кавказе и нынешняя военная кампания в Чечне, стало сегодня для Москвы весьма явным импульсом к реабилитации Кисловодского процесса, а значит, и к возвращению Южнокавказского региона в сферу доминантного российского влияния. Однако добиться этого - задача не из простых.

Кисловодский процесс ныне заменен процессом Стамбульским. Именно там на последнем саммите ОБСЕ в прошлом году президенты Армении и Азербайджана выступили с предложениями о формировании гипотетической системы общекавказской безопасности. Их предложения противоречат друг другу в конкретных деталях, которые и раскрывают реальную суть всех дипломатических баталий вокруг концепции Кавказского пакта.

На сегодняшний день, как уже отмечала "НГ", существуют три конкретные формулы структуры будущей общекавказской системы безопасности, которые предложили президент Армении Роберт Кочарян, глава Северной Осетии Александр Дзасохов и Центр европейских политических исследований (ЦЕПИ).

Первая формула наглядно отражает так называемый комплиментарный характер внешнеполитического курса официального Еревана и может считаться компромиссным предложением по сбалансированию российского и американо-турецкого влияния в регионе. По мнению президента Армении, система общекавказской безопасности должна быть сформирована согласно формуле "3+3+2". К первой "тройке" Кочарян относит Армению, Грузию и Азербайджан, ко второй - Россию, Иран и Турцию, а к "двойке", то есть так называемому последнему эшелону - США и Евросоюз.

Формула Дзасохова, во многом отражающая позицию, которой мог (если бы всерьез этим занимался) придерживаться Кремль, предполагает несколько иную структуру и фактическое "возвращение к Кисловодску". По убеждению президента Северной Осетии, система общекавказской безопасности должна быть построена по принципу "4+2". Согласно этой формуле, "первый эшелон" системы должны составлять четыре основных кавказских государства - Россия, Грузия, Армения и Азербайджан (что и является "кисловодским форматом"), а второй - Турция и Иран, непосредственно граничащие с регионом.

В основе разработки ЦЕПИ, которую евроэксперты обсуждали недавно с закавказскими лидерами, лежат императивы геополитических установок Соединенных Штатов, стремящихся вытеснить Россию из региона и минимизировать влияние Москвы на Тбилиси, Баку и Ереван. Согласно их формуле "общекавказской безопасности" "3+2+3", костяком системы должны выступить Армения, Азербайджан и Грузия. Такой же подход представлен и в формуле Кочаряна. Однако, согласно ЦЕПИ, второй эшелон должен быть сформирован только Турцией и Ираном, а уже третий - Россией, Евросоюзом и США. Это обстоятельство, естественно, ставит далекую и чуждую для региона Америку на один уровень с близкой и традиционно активной в Закавказье Россией. А это, безусловно, неприемлемо для Москвы, если она не желает подписывать "смертный приговор" своей закавказской политике.

На первой встрече Владимира Путина с президентами Азербайджана, Армении и Грузии Москве не удалось добиться закрепления российского императива при обсуждении идеи общекавказской безопасности. Хотя сам факт институционализации формата "1+3" уже является положительным для российской дипломатии фактом, закрепление "элемента четверки" как основной составляющей системы безопасности является необходимым условием для подтверждения намерений Москвы "не уходить" из Закавказья. Именно поэтому можно предположить, что в Крыму российский лидер попытается положить начало нелегкому процессу "возвращения из Стамбула в Кисловодск".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1769
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1109
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости