В ОДНОМ из недавних эфиров Центрального украинского телевидения в передаче, посвященной Дню Военно-морских сил Украины, заместитель министра обороны, командующий ВМСУ вице-адмирал Михаил Ежель заявил буквально следующее: "...сегодня, когда между двумя флотами установились дружеские отношения, когда мы живем в одном городе, нормально базируемся и не мешаем друг другу, я думаю, настало время взглянуть, что можно пересмотреть".
Украинский флотоводец, таким образом, с военной прямотой призывает к ревизии ранее заключенных межгосударственных российско-украинских соглашений, касающихся раздела, условий пребывания и статуса, а также около десятка других документов, непосредственно касающихся вопросов жизнедеятельности Черноморского флота РФ, дислоцированного на Украине. И самым серьезным поводом для такого пересмотра он считает как раз более или менее установившийся покой во взаимоотношениях "арендаторов", которыми здесь называют российских моряков-черноморцев, и "хозяев". Именно последние скрепя сердце в свое время согласились на "временное пребывание" в Севастополе "чужого флота", который, к слову, чужим для города-героя никогда не был и не будет.
Можно не сомневаться, что адмиральский призыв к реваншу с энтузиазмом воспримет националистически настроенная часть украинской общественности, имеющая довольно солидное лобби во всех структурах государственной власти. В условиях продолжающейся в западных районах Украины антироссийской истерии высказывания Михаила Ежеля вполне способны спровоцировать новый виток противостояния, периодически инициируемого активными противниками присутствия на украинской земле иностранной военной группировки, коей и является ЧФ.
В связи с этим соответствующая моменту реакция российского МИДа смотрелась бы вполне естественно. Ведь, по сути, заместитель министра подверг сомнению межгосударственные соглашения, уже сам факт подписания которых после мучительных переговоров обе стороны считали крупным дипломатическим успехом.
Впрочем, на фоне все чаще высказываемого в последнее время национальной прессой недовольства результатами раздела флота позиция командующего ВМС Украины выглядит довольно логично. Россия, "урвавшая в свое время больший кусок от пирога Черноморского флота", теперь должна этим куском поделиться со "стратегическим партнером". При этом начисто забыта реальная история дележа: Украина сама отказалась от 50-процентного варианта, прекрасно понимая, что содержать такое количество кораблей и объектов просто не в состоянии. Подобная амнезия вполне понятна: сегодня, когда президент Леонид Кучма официально признал украинские ВМС "состоявшимися" и установка "дружить флотами" успешно выполняется, пересмотреть соглашения - самое время.
Взоры "обделенных" партнеров обращены сейчас не столько на корабли, сколько на объекты береговой инфраструктуры, в частности культурного назначения. Самый из них вожделенный - Базовый матросский клуб, наиболее выразительное здание в центре Севастополя. Инкриминируя черноморцам владение ими как Домом офицеров флота, так и матросским клубом, вице-адмирал Ежель утверждает, что его "военно-морские силы не имеют сейчас ни одного объекта культуры, кроме клубов, которые есть при воинских частях". Это не совсем верно. В период раздела ВМС Украины получили расположенный также в центре города клуб военных строителей, который после сдачи его в аренду коммерческим структурам стал доходным объектом.
Согласившись на своеобразную реституцию, навязываемую украинскими партнерами, Россия может создать опасный прецедент, дающий возможность в дальнейшем пересматривать каждый пункт соглашений, по каким-либо соображениям не устраивающий Украину. Что, в свою очередь, чревато полной потерей нашей флотской инфраструктуры в Севастополе.
Однако заместитель министра обороны Украины уверен, что "необходимо поставить все на свои места. Должен быть паритет..."
Между тем требования паритета и необходимости "навести порядок" в распределении флотской инфраструктуры, исходящие от представителя страны, официально признавшей факты масштабных хищений российского газа, выглядят по меньшей мере некорректно. Эра раскулачивания и экспроприаций давно уже стала достоянием истории. Как, впрочем, и болезненный процесс раздела Черноморского флота, который, несмотря на все политические перипетии, сумел сохранить свой боевой потенциал и по-прежнему остается весомым аргументом российской политики на южном направлении.