КАК УЖЕ сообщалось, в Вашингтоне в начале августа завершила работу Российско-американская рабочая группа по Афганистану. Россия и США, говорится в совместном заявлении, "рассмотрели угрозы региональной и международной стабильности, возникшие в результате поддержки терроризма со стороны талибов, и изучили двусторонние, региональные и глобальные возможности противодействия данной угрозе".
О каких угрозах идет речь? Прежде всего о тех, которые связаны с деятельностью представителей экстремистского крыла мусульманского духовенства, вынашивающего амбициозные замыслы по утверждению ведущей роли ислама в мире. Явственно наметилась и ось исламского экстремизма: Афганистан - Центральная Азия - Чечня.
Среди многочисленных постановок, продюсируемых в подавляющем большинстве случаев Усамой бен Ладеном, есть и та, которую разыгрывает так называемое Исламское движение Узбекистана. Сюжет пьесы, авторы которой находятся в Афганистане, прост: ИДУ объявляет священную войну президенту Узбекистана Исламу Каримову, стремясь не только сместить его с поста главы государства, но и перекрасить карту Центральной Азии в зеленый цвет, создать здесь новое государство, управление в котором будет осуществляться по законам шариата.
Первый акт был разыгран осенью прошлого года в Баткенском районе Киргизии. Для второго нашли новое место действия: небольшой высокогорный кишлак в Сурхандарьинской области. В нем засела террористическая группа, члены которой, оснащенные современным вооружением и прошедшие всестороннюю подготовку в диверсионных центрах Афганистана, блокированы узбекскими и таджикскими военными. В отличие от шекспировских спектаклей в кровавой драме под названием "Джихад" льется кровь отнюдь не бутафорская.
Чтобы лучше понять сюжет, следует обратиться к истории исламского движения Узбекистана.
Временем рождения радикальной исламской оппозиции в Узбекистане, видимо, нужно считать 1987 г., когда в Наманган нелегально прибыли эмиссары из Саудовской Аравии, Афганистана и Пакистана. В городской мечети "Гумбаз" они устроили встречу с представителями местного духовенства. Речь шла о создании партии "Возрождение Ислама", целью которой ставилась борьба за построение на территории Узбекистана исламского государства. В идеальном случае - парламентским путем, в случае невозможности этого - вооруженным, насильственным.
Активным сторонником внедрения в общественную жизнь республики "исламских идей" являлся Тахир Юлдашев, тогда еще двадцатилетний парень, позже объявивший войну не на жизнь, а на смерть - "священный джихад" - законному правительству Ислама Каримова. Этот человек, носящий две клички: Бай и Директор, - и есть глава ИДУ.
В число лидеров он выдвинулся еще в конце 80-х. Был избран амиром (руководителем) одной из групп "Адолата", образованной "для оказания помощи правоохранительным органам по искоренению преступности". Выдвижению амиром способствовало его знание основных догм ислама.
Сегодня можно констатировать: именно Тахир Юлдашев первым в Узбекистане публично бросил вызов официальной власти, заявив о целях "истинных мусульман", продемонстрировал властям силу "борцов за веру". Именно он организовал в Намангане массовые беспорядки, в ходе которых пролилась кровь. Именно он публично предлагал жителям области поддержать идею создания исламского государства в Узбекистане. При этом предъявил руководству Узбекистана ультиматум, в котором выдвигалось требование по созданию необходимых условий, соответствующих нормам исламского государства.
В марте 1992 г., после нормализации обстановки в области, Юлдашев, опасаясь судебного преследования за свои антиконституционные действия, вместе с группой сторонников перебрался на территорию Таджикистана, где принимал непосредственное участие в боевых действиях на стороне Объединенной таджикской оппозиции на территории Курган-Тюбинской области.
В феврале 1993 г. Юлдашев перебрался в Афганистан, где примкнул к "правительству Республики Таджикистан в изгнании" под руководством Саида Абдулло Нури и Ходжи Акбара Тураджонзода и был назначен ими амиром Исламской партии возрождения Узбекистана и заместителем председателя Движения исламского возрождения Таджикистана.
Рядом с Тахиром Юлдашевым все это время находился его единомышленник и сподвижник Джумабай Ходжиев по кличке Намангани, 1969 года рождения. Окончив СПТУ в г. Намангане, в 1987 г. он был призван в ряды Советской армии, служил в Афганистане. Сегодня Ходжиев - фигура # 2 в Исламском движении Узбекистана. О его сверхжестокости можно судить хотя бы по такому факту: для устрашения представителей власти в Намангане он лично убивал милиционеров, отрезая им головы. И эти головы бросал на порог домов родственников убитых...
В 1993 г., находясь в Афганистане, Юлдашев и Ходжаев, в соответствии с установками спецслужб и идеологических центров Саудовской Аравии и Ирана, приступили к формированию так называемого Наманганского батальона ("Наманган шуъбаси"), костяк которого составили выходцы из Наманганской области, получившие навыки владения оружием и приемами рукопашного боя, участвовавшие в боевых действиях в Таджикистане на стороне исламской оппозиции и бежавшие в Афганистан. Кроме того, осуществлялась вербовка узбеков, проживающих в приграничных районах Таджикистана. Аналогичная работа была организована среди таджикских беженцев, находившихся в ИРА, и афганских граждан узбекской национальности, а также среди жителей Узбекистана. В последующем боевики прошли специальную подготовку в лагерях, дислоцированных на территории северного Афганистана и Пакистана.
В течение 1993-1998 гг. в результате интенсивной работы Юлдашеву удалось наладить контакты со своими сторонниками, проживающими в Ферганской долине, организовав канал переправки в Узбекистан валюты и наркотиков для приобретения оружия, боеприпасов и создания строго законспирированных подпольных структур исламистов в этом регионе.
Прошедшие диверсионно-террористическую подготовку в специальных центрах Исламской Республики Пакистан и Исламского Государства Афганистан по горным тропам отправляются в Ферганскую долину. О намерениях приверженцев исламского радикализма дестабилизировать социально-политическую обстановку в Узбекистане свидетельствуют и кровавые события в Наманганской области, и теракты, совершенные в феврале прошлого года в Ташкенте, когда была совершена попытка физического устранения президента Ислама Каримова, и захват автобуса с заложниками в Хорезмской области, и, конечно, баткенские события осенью прошлого года, когда большая группа боевиков попыталась спуститься с боями в Ферганскую долину, чтобы захватить там власть, заложив основу для будущего исламского халифата в Центральной Азии.
С Усамой бен Ладеном Тахир Юлдашев в прошлом году встречался дважды: в феврале, за несколько дней до терактов в Ташкенте, потом - в июне.
Бен Ладен оказал финансовое содействие в переброске боевиков из числа граждан Узбекистана и Таджикистана, прошедших обучение в специальных лагерях на пакистанской территории, из Пешавара в Мазари-Шариф. А в конце июля 1999 г. в Кабуле министр по возвращению беженцев движения "Талибан" Абдул-ракиб передал Юлдашеву от имени бен Ладена крупную денежную сумму для активизации ИДУ. Кстати, поговаривают, что именно Абдул-ракиб является и одним из авторов совместного с руководством ИДУ плана по прорыву вооруженных бандгрупп через горные районы Киргизии в Узбекистан.
Прослеживаются устойчивые связи Юлдашева с наиболее одиозными чеченскими полевыми командирами - Хаттабом и Шамилем Басаевым. В марте прошлого года лидер Исламского движения Узбекистана направил послание Зелимхану Яндарбиеву и Шамилю Басаеву, в котором призвал своих "чеченских братьев" перейти к решению глобальной задачи, стоящей перед ними, - объединению всех мусульман мира для борьбы против врагов ислама.
В последующем устойчивость контактов между ИДУ и чеченским руководством подтверждалась известными фактами. По сообщениям российских СМИ, среди раненых и убитых боевиков в Чечне есть и граждане Узбекистана, проходившие диверсионно-террористическую подготовку в лагерях Басаева и Хаттаба.
И еще один характерный факт. По данным спецслужб России, проводивших экспертизу зарядов, которые были взорваны в феврале прошлого года в Ташкенте во время покушения на Ислама Каримова, там использовались боезаряды, идентичные тем, которые чеченские боевики применяют в нынешней войне против федеральных войск.