В МИНУВШЕЕ воскресенье в Кафедральном соборе св. Эчмиадзина глава Армянской Апостольской Церкви Католикос Гарегин II отслужил молебен об упокоении невинно убиенных в результате взрыва на Пушкинской площади, сообщение о котором взбудоражило всю Армению. "С глубокой скорбью мы узнали о страшной трагедии, происшедшей в столице Российской Федерации и ставшей причиной множества бед и страданий. Разделяю с Вами боль утраты, выпавшей на долю российского народа в результате взрыва в Москве. От имени армянского народа и лично от себя выражаю глубокую скорбь родным и близким погибших и желаю скорейшего выздоровления пострадавшим", - говорится в послании президента Армении Роберта Кочаряна главе Российского государства Владимиру Путину.
Волна возмущения случившейся трагедией обнажила обширный спектр держащихся ранее "за кадром" настроений армянского общества и, в частности, политических кругов республики. Это обстоятельство прежде всего обусловлено активизацией пропагандистских усилий Азербайджана, пытающегося внедрить в сознание российской общественности и политического истеблишмента существование якобы непосредственных параллелей между чеченской и карабахской проблемами, ставя при этом знак равенства между террористическими акциями чеченских боевиков и борьбой народа Нагорного Карабаха за самосохранение. Особую озабоченность в Армении вызывает позиция некоторых российских политиков и СМИ о целесообразности "пожертвовать" армяно-российскими союзническими отношениями в целях улучшения связей Москвы и Баку, а именно - реализации гипотетической идеи возвращения Азербайджана в "российское лоно" и установления контроля Москвы над каспийскими энергоресурсами.
Характерно, что эту позицию армянской стороны разделяют и в самой России. Так, по мнению первого посла РФ в Армении (1992-1995 гг.) Владимира Ступишина, на направлении СНГ Москва пытается ныне реализовать целенаправленную кампанию по улучшению взаимоотношений с Азербайджаном и Узбекистаном за счет интересов ближайших союзников России в Закавказье и Центральной Азии - Армении и Казахстана. По словам Ступишина, подобная попытка "вернуть турецкого волка в российский огород" не только способна положить конец существованию самого СНГ, но и в корне противоречит стратегическим задачам России в Кавказско-Центральноазиатском регионе. Первый посол РФ в Ереване считает, что возникшая и вполне реальная опасность ухудшения армяно-российских отношений прежде всего обусловлена "неверным пониманием большинством новоназначенных российских чиновников интересов Москвы в этих регионах и специфики политических процессов как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии". Это, по мнению Ступишина, - явная победа американской дипломатии, сумевшей заставить Россию поверить в разрекламированную Збигневом Бжезинским идею об "особой роли" Азербайджана и Узбекистана в регионе "Евразийских Балкан". Ключевую роль в развернутой "антисоюзнической" кампании, как считает бывший российский посол, играют секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов и спецпредставитель президента России по вопросам Каспия Виктор Калюжный, недавно побывавшие в азербайджанской столице и "уверовавшие в искренность дружбы Гейдара Алиева".
В Ереване некоторые констатируют, что стратегические отношения между Арменией и Россией, закрепленные Договором "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи", ныне нуждаются в конкретизации и конструктивных импульсах политико-экономического характера. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что за весь период существования независимых России и Армении глава российского государства так и не посетил с официальным визитом Ереван. Это обстоятельство приобретает особую значимость и явно негативный оттенок в свете очевидной императивности соседнего Азербайджана в политике Турции, глава государства которого просто обязан посещать "братскую республику" и делать это весьма часто. Кстати, следует признать, что многие армянские политики очень часто и совершенно необоснованно приписывают Анкаре экономическую недальновидность и непонимание собственных интересов, имея в виду отказ Турции установить дипотношения с Арменией и разблокировать границы.
Ереван, похоже, не желает признавать, что Турция является достойным союзником Азербайджана и не намерена жертвовать интересами последнего. Бесспорно, что турецкая общественность наложила табу на саму идею о возможности улучшения отношений с Ереваном за счет Баку. Последний, кстати, пользуется всесторонней поддержкой Анкары не только в вопросе карабахского урегулирования, но и на международной арене. Именно благодаря турецкому лоббированию азербайджанская столица неоднократно становилась местом проведения весьма значимых саммитов региональных лидеров. В армянской же столице вынуждены "вспоминать" несостоявшийся ереванский саммит СНГ 1993 года, который должен был пройти в Армении согласно провозглашенному ранее принципу постоянной ротации места проведения встречи лидеров Содружества. Москва, опасаясь реакции Баку, отменила в последний момент уже почти полностью организованный армянской стороной прием президентов.
Особую актуальность, естественно, имеет и экономическая сторона межгосударственных отношений. Следует признать, что в этом свете политика России по отстаиванию собственных экономических интересов в регионе Каспийского бассейна совершенно правомерна и оправданна. Однако механизмы ее реализации и приоритеты Москвы в региональном нефтебизнесе явно нуждаются в конкретизации и гармонизации с общими установками российского внешнеполитического и внешнеэкономического курса на Южном Кавказе. Согласно информации армянского информагентства СНАРК, ныне российская сторона весьма серьезно работает над проектом транспортировки иракской нефти в Армению и ее дальнейшей переработки в городе Ванадзор. "Черное золото" из Ирака планируется транспортировать в Армению железной дорогой из грузинского порта Батуми, куда она через Суэцкий канал будет доставляться из иракского порта Басра. Принимая во внимание очевидную сложность геополитической ситуации вокруг нынешнего багдадского режима и мощное давление Запада на все проекты взаимодействия с Ираком, роль Армении в достижении этих планов России нельзя недооценить, равно как и невозможно сбрасывать со счетов факт наличия у Москвы мощнейших рычагов влияния на ситуацию во всем Южнокавказском регионе.
Ереван