СИСТЕМНЫЙ кризис, все больше сжимающий в своих объятиях Армению, стремительно приближается к закономерному финалу. Страна уже не только скатывается на самое дно социально-экономической и нравственно-психологической пропасти, но и теряет последние реальные признаки суверенитета.
Наиболее зримое и, пожалуй, бесспорное подтверждение сказанному - безостановочная миграция, которую уже многие наблюдатели вполне обоснованно характеризуют как демографический коллапс. По разным оценкам, нынешняя численность населения Армении, где в канун распада СССР проживало более 3,6 млн. человек, составляет от 1,3 до 1,5 млн.
Около 3% населения Армении, включая членов семей, составляют люди, принадлежащие к крупным, средним и мелким монополиям, которые вольготно функционируют в условиях небезвозмездных привилегий и опеки властей. Это - владельцы-распорядители табачного, алкогольного, зернового и топливного рынков. Примерно такая же доля приходится на хозяев все реже посещаемых магазинов, игорных и увеселительных заведений и предприятий бытового обслуживания и общепита. Чуть более 10% - это рабочие и служащие так называемой "бюджетной сферы", которые месяцами не получают заработной платы и кое-как перебиваются с хлеба на воду. Порядка 20% составляют те, кто существуют исключительно за счет денежных переводов, вещевых и продуктовых посылок родственников-эмигрантов, которые стали таковыми в подавляющем большинстве за последние два-три года.
Еще недавно, во времена правления Левона Тер-Петросяна, многие недоумевали: как случилось, что Армения, занимавшая в СССР передовые позиции по уровню индустриального и аграрного производства, степени развития науки, техники, образования, искусства и культуры, в одночасье превратилась в страну, непригодную для проживания? Многое стало ясно после того, как в ответ на растущее в обществе недовольство первый армянский президент безо всякой иронии посоветовал своим гражданам сводить концы с концами путем одалживания денег друг у друга.
Когда два с половиной года назад Левон Тер-Петросян при абсолютном всенародном единодушии был отправлен в отставку и его место занял Роберт Кочарян, у многих появилась надежда на благостные перемены. Новый президент воспринимался как один из героев освободительной борьбы карабахцев, решительный, мужественный и честный политик, который готов последовательно отстаивать национальные интересы. В рамках предвыборной кампании он не поскупился на множество обещаний, сделал ряд широковещательных заявлений, среди которых наиболее впечатляющим было: "Моя партия - мой народ!"
Однако время шло, а "ожидаемые перемены" всe никак не наступали. Более того, очень скоро стало очевидно, что политическая элита, не претерпевшая сколько-нибудь заметных принципиальных трансформаций, продолжает прежнюю разрушительную практику с еще большим рвением.
Об этом наглядно свидетельствуют темпы и масштабы, которыми осуществляется демпинговая распродажа остатков общенародного достояния. Так, за неполных 30 млн. долл. было продано всемирно известное коньячное производство. Пущены с молотка: телефонная связь, престижнейшая столичная гостиница "Армения", система водоснабжения Еревана, готова к завершению сделка по продаже распределительных энергосетей.
В данном контексте, однако, социально-экономические и нравственные последствия такой политики представляются хоть и существенной, но далеко не главной причиной беспокойства. Ибо с учетом масштабов Армении и особенностей ее нынешнего состояния упомянутые объекты и сферы хозяйственной деятельности имеют для государства очень высокую стратегическую ценность. Ясно, что передача их в иностранные руки в значительной мере понижает реальный уровень национального суверенитета.
Таким образом, разрушительную деятельность армянской правящей элиты следует рассматривать как осознанный, целенаправленный процесс, который осуществляется в рамках происходящих в регионе геостратегических сдвигов. Вполне очевидно, что стимулирование этого процесса выгодно прежде всего Соединенным Штатам Америки, которые давно и открыто объявили о наличии здесь своих жизненно важных интересов. А главным из американских интересов в регионе Южного Кавказа, как известно, является не только и не столько финансово-экономический контроль над транспортными артериями, энергетическими коммуникациями и минеральными ресурсами Каспия, сколько ограничение стратегического влияния России с целью ее дальнейшего окончательного вытеснения из так называемого "южного подбрюшья".
Вот почему американцы стали активно скупать в Армении не только объекты коммерческой и промышленно-энергетической сферы, но и недвижимость в виде квартир отъезжающих граждан. С особым усердием такая массовая скупка осуществляется в зоне бедствия - главным образом, в городе Гюмри (бывший Ленинакан), где жилье по понятным причинам является абсолютно неликвидным товаром.
Реакция армянского руководства на это обстоятельство не нуждается в комментариях: власти не только не озабочены исходом собственного народа, а наоборот - благодарят своих благодетелей за оказываемую "гуманитарную помощь". Так, минувшей весной все телеканалы в числе главных новостей осветили встречу Роберта Кочаряна с послом США Майклом Лемоном в Гюмри, где армянский президент низко кланялся за содействие переселению людей из палаток в выкупаемые американцами квартиры.
Американская дипломатия хорошо осознает чрезвычайную важность региона в конструировании нового мирового политического порядка. Избавившись от сложнейших проблем периода холодной войны, она последовательно выстраивает модель, способную максимально удовлетворить собственные глобальные гегемонистские интересы, в рамках которых на данном конкретном пространстве Арменией выгодно располагать в качестве одной из разменных монет.
Однако поскольку российское военное присутствие в совокупности с рядом других объективных факторов исключает здесь применение косовского сценария, то социально-экономическое и политическое ослабление армянской государственности представляется наиболее удобным и действенным вариантом, ведущим к достижению цели. Опустошенная и абсолютно зависимая от американского доллара Армения легко поддастся любому политическому нажиму - вплоть до согласия на активно муссируемый в последнее время территориальный обмен как средство окончательного разрешения карабахского конфликта.
Что может последовать за этим, нетрудно просчитать. Отдавая Мегринский район, отделяющий Азербайджан от Нахичеванского анклава, Армения лишается границы с Ираном, одновременно усиливая американско-турецкое присутствие в регионе. А это в свою очередь лишает всякого смысла нахождение военных баз России на армянской территории.
Национальные и государственные интересы Армении объективно зависят от устойчивости российского стратегического влияния в Закавказье. Это не вызывает сомнений у подавляющего большинства армянского общества и у тех политиков, которые связывают будущее своей страны не с унизительными кредитными подачками, а с оптимальным использованием ресурсов собственного общенационального потенциала и с расширением всесторонних партнерских отношений с Россией.
В свете сказанного совершенно очевидно, что сегодня Армения нуждается в компетентной и нравственно устойчивой элите, а Россия - в более четких ориентирах политики как в целом по отношению к проблемам региона, так и в частности по отношению к своему стратегическому союзнику. В противном случае опустошаемая и ослабевающая с каждым днем Армения очень скоро станет страной, которую способны характеризовать лишь грустные мелодии дудука.
Ереван