НАМЕЧЕННОЕ на середину августа совещание экспертов прикаспийских стран, на котором планировалось продолжить дискуссию о разграничении на водоеме, не состоится. Главная причина - отказ Ашхабада и Тегерана участвовать в этой встрече, которая, по словам посла по особым поручениям, спецпредставителя президента Туркменистана по вопросам Каспия Бориса Шихмурадова, "в сложившихся условиях может оказаться контрпродуктивной".
Своеобразный демарш Туркмении и Ирана напрямую связан с миссией спецпредставителя президента РФ Виктора Калюжного, который недавно совершил вояж по всем прикаспийским столицам с тем, чтобы ознакомить руководство прибрежных стран с очередными российскими инициативами. Ашхабад и Тегеран не нашли в них главного - предложений по новому международно-правовому статусу Каспия. Опытный хозяйственник, Виктор Калюжный решил пойти от экономики и едва ли не главное внимание сосредоточил на проблеме спорных месторождений, предлагая при их разработке использовать принцип 50 на 50, когда вторая из претендующих на залежи нефти стран компенсирует половину затрат соседнему государству, которое раньше занялось разработкой и добычей углеводородов со дна Каспия. Кроме того, Виктор Иванович выдвинул идею создания центра стратегического развития Каспийского моря, задачами которого, по мнению российской стороны, должны стать мониторинг ситуации и выработка предложений для глав государств. Разместить центр Виктор Калюжный решил в Баку.
Озвучив эти предложения в столице Азербайджана, новоиспеченный замминистра иностранных дел РФ, будь его дипломатический опыт побогаче, мог бы уже и не лететь в Ашхабад, ибо реакция президента Туркмении Сапармурата Ниязова не могла не быть отрицательной уже по определению. Да и как иначе, если туркменское руководство начиная с 1996 года пытается добиться от Азербайджана признания того, что он не имеет единоличных прав на разрабатываемые им месторождения Чираг и Азери. Первое из них частично, а второе полностью, согласно доказательствам Ашхабада, принадлежат Туркмении. Однако на западном берегу, игнорируя аргументы соседей, давно уже преспокойно качают "черное золото", не собираясь им ни с кем делиться.
Более того, Баку пытался "прибрать" к своим рукам и месторождение Сердар (в азербайджанском варианте Кяпаз), на целых 80 км расположенное ближе к туркменскому, нежели к западному берегу. Лишь вмешательство первого президента РФ Бориса Ельцина не позволило состояться российско-азербайджанскому соглашению по Сердару-Кяпазу. Сегодня правительство Туркмении, которое, как известно, объявило о том, что готовит документы для подачи в международный арбитражный суд по поводу принадлежности Чирага и Азери, считает инцидент с Сердаром-Кяпазом исчерпанным. По некоторым данным, во время последних встреч Ниязова с Алиевым азербайджанский президент твердо заявил об отсутствии претензий со стороны Баку на это месторождение. По информации "НГ", полученной из осведомленного источника в правительстве Туркмении, Ашхабадом уже решены все необходимые формальности относительно начала разработок на Сердаре, куда будет привлечена либо иранская, либо одна из известных мировых нефтедобывающих компаний. Собеседник "НГ" подчеркнул, что главное значение в правительстве сейчас придают вопросу проведения срединной линии между Туркменией и Азербайджаном, но, по мнению Ашхабада, "позиция Баку далека от реальностей".
Основываясь на своем опыте общения с официальным Баку, в Ашхабаде не сомневаются, что и положительная реакция Гейдара Алиева на те же предложения Виктора Калюжного о принципе 50 на 50 - не более чем очередной элемент большой политической игры вокруг каспийской нефти.
Еще более удивило туркменское руководство прозвучавшее в Баку предложение Калюжного о создании некой единой платформы каспийских стран СНГ по вопросам будущего статуса моря. Ашхабад увидел в этой инициативе, которая позже, правда, была оперативно дезавуирована российской стороной, ущемление позиций своей и Ирана.
И хотя спецпредставитель президента РФ попытался придать своим предложениям более конструктивный характер, в Туркмении и Иране его ждал прохладный прием. А последовавшая сразу после его отлета из Тегерана поездка в Ашхабад замминистра иностранных дел ИРИ Мортеза Сармади и его переговоры с Сапармуратом Ниязовым подтвердили, что два южных государства Каспия выступили с единой позицией. Туркмения и Иран считают, что прежде чем решать пусть и очень важные, но все же второстепенные вопросы, необходимо определиться с главным, а именно - выработать согласованный "пятеркой" новый статус моря, провести на водоеме разграничение.
Следует напомнить, что туркменский лидер уже давно говорит о том, что проблему международно-правового статуса Каспия необходимо вынести на обсуждение специального саммита глав прибрежных государств, что усилиями экспертов накопившиеся противоречия снять уже невозможно. Сегодня, похоже, эти слова услышаны и в Москве, во всяком случае представители МИД РФ заявляют о возможности проведения "каспийского саммита" на высшем уровне.
Тема каспийского урегулирования в ближайшее время будет одной из главных во время визита в Ашхабад иранского президента Мохаммада Хатами, причем уже готовятся к подписанию документы, где будут определены позиции Ирана и Туркменистана по формированию нового международно-правового статуса моря, отражены принципиальные подходы Ашхабада и Тегерана к проблемам использования минеральных и биологических ресурсов Каспия, к определению методики разграничения между всеми сопредельными странами. Обе стороны не скрывают, что "будет выработана программа согласованных мер, которые будут предприняты Ашхабадом и Тегераном, чтобы обеспечить эффективность двусторонних действий правового, политического, экономического и иного характера в вопросах, связанных с Каспийским морем". Известно, что в готовящихся совместных туркмено-иранских документах по проблемам водоема предполагается провозгласить отказ от практики дискриминации какой бы то ни было из прикаспийских стран на двусторонней или коллективной основе.
Впрочем, судя по всему, Туркмения и Иран готовы откликнуться на новые российские предложения относительно статуса Каспия, если таковые последуют. Как заметил на днях журналистам спецпредставитель президента Туркмении по вопросам Каспия Борис Шихмурадов, "Ашхабад и Тегеран надеются на то, что во всех прикаспийских странах все-таки возобладают прагматизм, реализм и ответственность за то, чтобы не просто решить каспийскую проблему любой ценой, а сделать это таким образом, чтобы новый международно-правовой статус Каспия отвечал национальным интересам каждой из прибрежных стран".