УЖЕ четвертые сутки продолжаются бои в Сурхандарьинской области Узбекистана. Несмотря на первоначальные победные реляции Ташкента, группа вооруженных исламистов, вторгшихся с территории Таджикистана, по-прежнему оказывает эффективное сопротивление узбекской армии. Так, 9 августа исламистам удалось сбить самолет правительственных сил Узбекистана. Настораживает также тот факт, что Ташкент не пропускает в зону боев журналистов. Это дает основания предполагать, что в реальности узбекские власти хотят скрыть от общественности реальное положение в зоне конфликта.
Между тем нынешняя локальная война на юге Узбекистана может еще более обострить и так достаточно непростые отношения между Ташкентом и Душанбе. Интересно, что первоначально таджикские власти опровергли сообщения Ташкента и заявили о том, что боевики проникли в Узбекистан не с территории Таджикистана, а напрямую из Афганистана. Однако 9 августа начальник департамента таджикского МИДа Игорь Сатаров выступил с пространным заявлением, в котором уже не отрицал того, что боевики вторглись в республику с территории Таджикистана. Сатаров отметил, что "Таджикистан ни в коем случае не заинтересован в дестабилизации обстановки где бы то ни было, включая естественно, Центральноазиатский регион, и тем более в соседнем братском Узбекистане". Дипломат пояснил, что с первых дней возникновения напряженной ситуации в узбекском припограничье соответствующими структурами Таджикистана предпринимаются конкретные действия, направленные на усиление постоянной координации усилий и своевременный обмен информацией для принятия оперативных мер по обеспечению законности и правопорядка.
Подобные заявления таджикских властей вызывают определенный скепсис. На территории Узбекистана по-прежнему скрывается вместе со своими боевиками мятежный таджикский полковник Махмуд Худойбердыев. Напомним, что в ноябре 1998 года Худойбердыев поднял мятеж в северном Таджикистане (Ленинабадская область). Тогда Душанбе заявил, что мятеж был подготовлен при помощи узбекских властей. А вскоре после этого в Душанбе произошла встреча лидера таджикской оппозиции Абдулло Нури с одним из лидеров осевших в горном Таджикистане узбекских исламистов Джумой Намангани. Вслед за этим и последовала попытка в августе 1999 года возвращения с оружием в руках узбекских исламистов на родину. Примечательно, что тогда киргизской и узбекской армии так и не удалось разгромить исламистов, и они практически без потерь отступили на свои базы в горный Таджикистан, где благополучно, не испытывая притеснений со стороны властей, пережили зиму, накапливая силы для нового "похода". Похоже, что на этот раз ситуация будет развиваться по той же схеме. В реальности боевики и не думают захватывать Узбекистан, а лишь хотят продемонстрировать Ташкенту, да и всему миру, что далеко не все благополучно в этом среднеазиатском государстве. Потрепав нервы Ташкенту, боевики вновь отступят на свои горные базы в республику, где, судя по всему, у них есть вполне влиятельные покровители.