"ЕСЛИ у Украины не будет собственных транзитных амбиций, ее все будут обходить", - заявила вице-премьер Юлия Тимошенко, приоткрывая завесу над планами ответа на строительство Россией обходных газопроводов. О наличии у Киева подобных альтернатив она сообщила около двух недель назад, но конкретизировала их лишь 5 августа на пресс-конференции в Харькове. По словам Тимошенко, в ходе недавнего визита в Ашхабад, она предложила проект экспорта туркменского газа в Европу через Украину. Предполагаемый газопровод может пройти сперва по дну Каспия (либо через Иран), затем через Азербайджан и Грузию и далее по дну Черного моря до Феодосии. При этом Тимошенко сказала, что украинские газовики хорошо изучили рельеф дна Черного моря и что это море не оказалось препятствием для российского газопровода "Голубой поток".
Как считает вице-премьер, срок окупаемости проекта "очень хороший" - от 6,5 до 10 лет. Ну а самое главное, что в Ашхабаде "этот проект не получил отторжения. Он, так сказать, концептуально принят", - подчеркнула Тимошенко. Правда, до полной уверенности в реализации столь масштабного замысла она далека. На той же пресс-конференции вице-премьер не исключила возможности того, что "Газпром" закупит весь объем туркменского газа на 30 лет, а это поставит крест как на столь амбициозном плане, так и на текущих закупках этого топлива, которое, с точки зрения Тимошенко, крайне выгодно Украине.
Вице-премьер повторила, что цена транспортировки туркменского газа, которую будет осуществлять компания "Итера", составит 18-20 долл. за тысячу кубометров, а не 48 долл., как считает президент Кучма. (Впрочем, темы разногласий с президентом она старалась максимально избегать.) Цена же газа на туркменско-узбекской границе - 42 долл. Но 42 + 18, по подсчетам "энергетической леди", равно не 60, а 50, поскольку половина поставок будет оплачиваться товарами. При этом она не исключила, что в результате визита Кучмы в Ашхабад, который, по ее словам, "планируется и, возможно, состоится в сентябре", Туркмения пойдет на снижение цены. А если и не пойдет, то туркменский газ, по мнению Тимошенко, все равно покупать необходимо, поскольку им в перспективе можно заменить весь газ, который Украина импортирует из России, а поэтому брать за российский транзит не топливом, а деньгами.
Вице-премьер подчеркнула, что вопрос денежной оплаты российского транзита активно обсуждается в правительстве, тогда как слова Ющенко о передаче газопроводов в концессию в Кабмине не обсуждались и не являются официальным предложением. Что же касается долгов перед Россией за газ, то их сумма, по словам Тимошенко, согласована и составляет 1,4 млрд. долларов, но это - "без пени, штрафов, без всех побочных сумм", которые названы не были. А эти суммы, очевидно, оказались, больше, чем предполагалось. Так, в ходе совещания с руководителями харьковских предприятий Тимошенко обмолвилась, что результаты проверок НАК "Нефтегаз Украины" установили, что в прошлом году Украина превысила норму газа, взятого в счет российского транзита (т.е. попросту украла), не на 7,5 млрд. кубометров, а на 12 млрд.
Как заявила вице-премьер, Россия и Украина договорились о реструктуризации всего этого долга и сейчас отрабатывают технологию реструктуризации. Кроме того, стороны достигли договоренности о цене и объеме поставок российского газа. Условия соглашения Тимошенко назвала не самыми легкими для Украины, но распространяться о них не стала - ведь она приезжала в Харьков не для того, чтобы рассказать о переговорах в Москве и Ашхабаде, а для того, чтобы не допустить присоединения северо-восточной Украины к российской энергосистеме. Дело в том, что идея так называемого энергоострова постоянно обсуждается в Харьковской, Сумской и Полтавской областях еще с прошлого декабря, тем более что прецеденты пребывания этих регионов в российской энергосистеме были и в предыдущие зимы. Предполагалось, что регион будет получать недостающую энергию с Курской АЭС по ценам значительно ниже украинских, а расплачиваться за нее продукцией местных энергомашиностроительных предприятий.
Эта идея вызвала сочувственное отношение президента Леонида Кучмы и получила поддержку главного оппонента Тимошенко в правительстве - подавшего в отставку в июне министра топлива и энергетики Сергея Тулуба. В свою очередь, некоторые политики в Киеве окрестили харьковские предложения энергетическим сепаратизмом. Тимошенко же, известная негативным отношением к идее энергоострова, приехала в Харьков не столько с запретами, сколько с предложениями - правительство помогает предприятиям области со сбытом продукции и получением энергоресурсов, область же остается на украинском энергоматерике, который сможет через пару месяцев снова соединиться с энергоматериком российским.
Основания для оптимизма в плане соединения энергосистем и подготовки к предстоящей зиме, которую многие оппоненты правительства представляют катастрофической, Тимошенко видит в росте платежей за электроэнергию, который делает возможным закупку всего необходимого топлива.
Статистика, однако, не столь оптимистична, как вице-премьер. Действительно, нынешнее правительство, начиная с середины апреля, накопило больше угля, чем предыдущее за весь теплый сезон 99-го, но темпы накопления все равно гораздо меньше запланированных. А что касается ядерного топлива, то в первом полугодии простоев энергоблоков в связи с несвоевременной загрузкой топливом было больше, чем во всем прошлом году.