В Узбекистане не хотят повторения трагических событий февраля 1999 года.
В МИНУВШЕЕ воскресенье пришли сообщения о боях в Узбекистане между правительственными силами и исламистами. Представитель вооруженной группировки Тахира Юлдаша заявил Би-би-си, что с обеих сторон имеются жертвы. Сообщается, что узбекские власти направили в район столкновений подкрепления из Ташкента. Бои идут в гористой местности вблизи таджикско-узбекской границы.
Вчера во второй половине дня в Ташкенте было официально объявлено о попытках исламских террористов дестабилизировать ситуацию на юге Узбекистана. Между тем представитель пресс-службы МИД Республики Узбекистан (РУ) сообщил "НГ", что вооруженные группировки Тахира Юлдаша и его сподвижника Джумабая Намангани воевали в свое время в Таджикистане, в течение последних лет они совершали террористические акты на юге этой республики и Киргизии, а также пытались прорваться в 1999 году в Ферганскую долину. "Их нельзя считать ни оппозицией, ни религиозными фанатиками. Это бандиты, которые за деньги пытаются дестабилизировать обстановку на южных рубежах СНГ", - отметил источник.
Так выглядел после взрывов прошлого года в Ташкенте Дом правительства. |
В том, что обстановка на юге Узбекистана находится под контролем правительства, заверил автора этих строк начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РУ полковник Анвар Бердыев. Как практически одновременно удалось узнать от источника из правительственных структур Узбекистана, в Сурхандарьинской области республики, в отрогах хребта Бабатаг, по которому проходит граница между Узбекистаном и Таджикистаном, правительственные войска проводят контртеррористическую операцию по обезвреживанию проникших на территорию республики незаконных вооруженных формирований. Это несколько групп, которые действуют на разных направлениях и ставят своей целью дестабилизировать обстановку на юге республики.
На их ликвидацию регулярные войска Министерства обороны Узбекистана не привлекаются. Хватит и армейского спецназа, который взаимодействует с внутренними войсками МВД РУ и частями Комитета национальной безопасности республики, сообщает правительственный источник.
Предположительно бандиты проникли с территории Афганистана, которую контролируют талибы. Сейчас войска афганского движения "Талибан" одержали крупные победы над силами Ахмад-шаха Масуда - одного из руководителей так называемого "северного альянса", уже несколько лет сопротивляющегося талибам. Так, в минувшее воскресенье после тяжелого боя они захватили город Банги, расположенный в провинции Тахар на севере страны. "Талибан", как известно, поддерживает так называемое Исламское движение Узбекистана, к которому и "притерлись" бандитские узбекские группировки. Поэтому не исключено, что действия талибов и узбекских бандитов синхронизированы по времени. По крайней мере, по данным узбекских источников, и Тахир Юлдаш, и Джумабай Намангани находятся сейчас в Афганистане и оттуда руководят действиями своих банд. Они, видимо, и дали информацию корреспонденту Би-би-си о том, что в Узбекистане идут бои между группами ИДУ (Исламское движение Узбекистана) и регулярными войсками.
По данным представителя спецслужб одной из республик СНГ, Джумабай Намангани в прошлом рецидивист, был главой воровской шайки, наиболее крупной и авторитетной в Ташкенте, он "прославился" налетами на пассажирские поезда, курсировавшие по узбекской железной дороге. Прошел боевую подготовку в лагерях Афганистана. В 1996 году был нелегально вывезен в Саудовскую Аравию, где затем окончил так называемую академию ваххабизма. Сегодня его активно субсидируют другие религиозные экстремистские группировки. Источники из Ташкента утверждают, что группировкам Намангани и Юлдаша обвиненный в международном терроризме саудовский миллионер Усам бен Ладен выделил несколько сот тысяч долларов для того, чтобы в течение августа 2000 года они совершали террористические акции на территории Узбекистана. Эти действия должны быть приурочены к празднику независимости Республики Узбекистан, который будет отмечаться 1 сентября.
Как северокавказские ваххабиты, так и исламисты-узбеки своей целью ставят провозглашение Исламской республики. "Главная задача, которая стоит перед Намангани, - развязать кровавую бойню в приграничных районах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, столкнув между собой все эти три республики", - резюмируют представители спецслужб в одной из своих аналитических записок.
Между тем независимые источники отмечают, что обстановка на юге Узбекистана сама по себе напряженная. Эта напряженность обусловлена социально-этническим фактором и возникла не сейчас и не год назад. Дело в том, что сельские районы Узбекистана перенаселены. Средний возраст больше половины жителей республики менее 20 лет. Сурхандарьинская область - сельский регион. Здесь высокий уровень безработицы. В условиях рыночной экономики многие многодетные семьи живут за чертой бедности. У некоторых имеется естественное недовольство своим положением. Это недовольство усиливается этническим фактором. Большинство населения Сурхандарьинской области - этнические таджики.
Источники отмечают, что на бытовом уровне между узбеками и таджиками бывают стычки. По крайней мере в гарнизоне Кокайты офицерам-узбекам дано указание без необходимости не покидать расположение части, поскольку здесь не раз случались драки между местным населением и узбеками-военнослужащими. Однако такая атмосфера не говорит о том, что население области оппозиционно настроено по отношению к официальной власти. Общее социальное недовольство обусловлено очень низким уровнем жизни людей, резким контрастом между бедными и богатыми, а также порой ошибками местной власти.
В целом население области не поддерживает ИДУ. Однако при известных обстоятельствах его порой негативное настроение к власти может быть использовано для дестабилизации обстановки в республике. Независимые эксперты при этом с тревогой отмечают рост влияния в регионе религиозного фактора, в том числе и влияния "чистых" ваххабитов.
В сложившихся условиях Узбекистан вынужден усиливать военную группировку на своих южных рубежах, увеличивая части не только Минобороны республики, но и вводя дополнительные контингенты МВД и КНБ. Однако объективно ситуация может сложиться так, что Ташкенту потребуется помощь извне. Здесь, по-видимому, сыграют свою роль и особо доверительные отношения, сложившиеся между президентами России и Узбекистана - Владимиром Путиным и Исламом Каримовым.