0
934
Газета СНГ Интернет-версия

04.08.2000 00:00:00

Модель для горячих точек

Далила Пилия

Об авторе: Далила Пилия - политолог, Абхазский государственный университет.

Тэги: Абхазия, Грузия


УРЕГУЛИРОВАНИЕ грузино-абхазского конфликта, как показывает практика, постоянно заходит в тупик. Стороны зациклились на "территориальной целостности", "независимости". Не лучшую роль играют и посредники. Их цель - во что бы то ни стало "вернуть блудного сына в родительское лоно". Для Абхазии это неприемлемо. Еще один вооруженный конфликт или затяжная конфронтация для Абхазии грозит нищенским существованием людей, а для Грузии, как недавно отмечал специальный представитель генерального секретаря ООН в Грузии Дитер Боден, - окончательной потерей Абхазии. Потому так болезненно воспринимается возврат к прошлому, пусть даже с весьма расширенными правами автономии. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Как в прошлом разрешались такие конфликты?

Вариантов здесь немало. Одна из апробированных моделей разрешения этнополитических конфликтов - модель кондоминиума (совместного владения). В качестве классического примера можно привести Андорру - двойной протекторат Франции и Испании - с населением порядка 45 тыс. человек.

Анализ опыта взаимодействия двух государств позволяет рассмотреть данную модель применительно к урегулированию грузино-абхазского конфликта. Действующие лица здесь - Абхазия, Грузия и Россия, поддержка международного сообщества гарантирована. Геополитически Абхазия издревле связана как с Грузией, так и с Россией, причем с последней более 200 лет она составляла одно государство. Как правопреемница СССР, ближайший сосед, посредник Россия заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта, Урегулирование конфликта, без ущемления интересов Абхазии и Грузии, для престижа России будет иметь немаловажное значение, особенно в глазах малочисленных народов Северного Кавказа.

Для Грузии, которая сегодня находится на стадии становления демократического, правового государства, ускорение процесса урегулирования конфликта также крайне необходимо. Мир и взаимопонимание с Абхазией для Тбилиси означает, во-первых, политическую стабильность, во-вторых, постепенное возвращение беженцев и, в-третьих, что немаловажно для нее, пойдут западные инвестиции, откроется дорога, связывающая Грузию с Россией, и т.д.

Абхазия, на чьей территории прошла война, принесшая тяжелейшие людские и материальные потери, страдает от экономической блокады. Для нее вопрос урегулирования конфликта - это вопрос жизни. И наконец, урегулирование конфликта - это сохранение своего народа, своей государственности и возможность быть принятой в международное сообщество.

Итак, все три участника урегулирования конфликта заинтересованы в его скорейшем разрешении. Остается главное - добрая воля сторон. В чем она должна выражаться?

В политической области:

Абхазия, Грузия и Россия создают Координационный совет, который готовит договор, предусматривающий равное участие трех стран во внутриполитической и внешнеполитической жизни Абхазии. Соответственно этому разрабатывается новая Конституция. Внутриполитическая жизнь не претерпевает особых изменений; как обычно, работают все ветви власти. Согласно четырехстороннему договору от 4 апреля 1994 г. в Абхазию возвращаются беженцы, безопасность возвращающихся гарантируется особым трехсторонним договором между Абхазией, Грузией и Россией.

Особенностью новой государственности будут создание и поддержка национальных общин Абхазии. Через лидеров национальных общин на договорной основе строится участие всех многочисленных этносов в законодательной и исполнительной власти Абхазии.

Абхазия объявляется демилитаризованной и нейтральной. По примеру Андорры она становится членом ООН. Из Абхазии выводятся миротворческие силы СНГ. Грузия и Россия подписывают договор, запрещающий располагать военные базы на территории Абхазии, а также обязуются не дислоцировать там свои военные формирования. Призывникам Абхазии предоставляется выбор: либо служба во Внутренних войсках Абхазии (милиция), либо прохождение срочной службы в Вооруженных силах России или Грузии. Абхазия - самостоятельное государство в двойном подчинении, со своими атрибутами - гимн, флаг, герб и т.д.

В области экономики:

Вопросы восстановления послевоенной Абхазии будет решать комиссия в составе представителей Абхазии, Грузии и России с помощью инвестиций международных организаций. Приоритетными направлениями для Абхазии будут малый и средний бизнес, туризм, сельское хозяйство. Всем формам собственности будут предоставлены равные права.

На раннем этапе становления новой абхазской государственности свободное хождение будет иметь российский рубль, впоследствии трехсторонним соглашением определится наиболее приемлемая валюта. Внешнеэкономические связи Абхазии на паритетных началах будут определять Грузия и Россия.

В области духовной жизни:

Наиболее сложной и долговременной задачей будет формирование национальной толерантности и политической культуры народов. Преодоление образа врага, формирование доброжелательности и взаимодоверия как основы существования новой модели государственности должно идти по специально разработанной программе с участием опытных этнопсихологов, политологов, ученых, практиков и т.д. Официальными языками Абхазии будут языки всех многочисленных этносов: абхазов, русских, армян, грузин, греков и т.д. Жители Абхазии получат новые паспорта, признанные Грузией и Россией.

Формула успеха при разрешении грузино-абхазского конфликта зависит в первую очередь от взаимной доброй воли Грузии и России, от степени доверия друг другу. Преодоление страха перед опасностью, что кто-то "перетянет одеяло на себя", зависит от первых лиц государств и их политических элит. Структура абхазской государственности может совершенствоваться до тех пор, пока она одинаково устраивает все три стороны. Арбитром, третейским судьей, при необходимости должны быть не международные организации (ООН, ОБСЕ), а специально приглашенная комиссия, составленная из представителей таких стран, как Франция, Испания, Швеция, Финляндия, которые сами используют или использовали ранее данную модель. Арбитром могут быть и представители стран с конфликтообразующими этносами - Канада, Великобритания, Бельгия и т.д.

Предложенная модель в международной практике не нова, она действует более ста лет. Возможный вариант урегулирования грузино-абхазского конфликта, как и ситуации в Приднестровье и в Крыму, предлагал Сергей Бабурин в 1997 г. Известный российский этнополитолог Сергей Арутюнов также считает, что этот путь вполне приемлем для Абхазии, более того, он считает, что в судьбе Абхазии большую роль могут сыграть черноморские государства.

Претворение в жизнь данной модели урегулирования грузино-абхазского конфликта возвысит статус России и Грузии как миротворцев в глазах мирового сообщества. Она может стать прецедентом при урегулировании конфликтов в других горячих точках. Материальные затраты, усмирение собственной гордыни окупятся миром и стабильностью в регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1648
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1027
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
745
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1018

Другие новости