В 1992-1993 гг., когда активные боевые действия на карабахских фронтах были в самом разгаре, еще не слишком известный за пределами Чечни полевой командир Шамиль Басаев начал последовательно формировать собственный имидж "защитника ислама". Война в Карабахе представлялась удобным поводом для того чтобы во весь голос заявить о себе как об одном из главных "защитников правоверных от гяуров". Басаев заявил, что поведет своих бойцов на Карабах, чтобы освободить этот край от "захватчиков-армян". Как оказалось, эти слова не были пустыми декларациями. Чеченцы, руководимые Шамилем Басаевым, действительно несколько раз "пробовали на прочность" карабахскую оборону на северном участке противостояния. В результате отряды чеченских наемников были полностью разгромлены, а сам Басаев предпочел вернуться в Чечню. В Грозном об этом эпизоде до сих пор предпочитают не вспоминать.
"НГ" еще в начале нынешнего года писала, что вытеснение федералами чеченских отрядов из равнинной части республики неизбежно приведет к их просачиванию в Грузию и Азербайджан. Так оно на деле и получилось. Писали мы и о том, что эти страны могут стать базой для отдыха и переформирования сепаратистских сил. Более того, "НГ" сделала предположение, что в Баку способны вновь прибегнуть к помощи чеченских формирований для возможного удара по позициям карабахской армии.
Кажется, данная версия также имеет шанс подтвердиться. Некоторые компетентные источники свидетельствуют, что азербайджанские власти в настоящее время активно заселяют чеченцами Шаумяновский район, граничащий с НКР. Напомним, что до начала армяно-азербайджанского конфликта этот район хотя и не входил в состав Нагорно-Карабахской автономии, но был заселен исключительно армянами. В начале 90-х гг. тогда еще советские войска при поддержке азербайджанского ОМОНа изгнали шаумяновцев из мест их проживания. Район, в одном из селений которого, Гюлистане, в 1813 г. был подписан российско-персидский договор о переходе Карабаха под юрисдикцию Российской империи, полностью обезлюдел и был разрушен последующими военными действиями.
И вот теперь в Шаумяновске появляются новые жители - чеченские "беженцы". Как известно, азербайджанская сторона никогда не отрицала, что помогает "мирным чеченцам, жертвам войны", предоставляя им кров над головой и возможности для лечения. Однако с самого начала было ясно, что большинство так называемых беженцев - это раненые и уставшие от войны боевики, в том числе и иностранные наемники, нуждающиеся в реабилитации. Заметим, кстати, что именно последнее обстоятельство в числе прочих недавно позволило Вашингтону выступить с резкой критикой по адресу Баку, назвав Азербайджан государством, оказывающим поддержку международному терроризму.
Вполне допустимо предположить, что и сегодня в домах армян Шаумяновского района под видом беженцев размещаются боевики. Сам район их расселения, находящийся в непосредственной близости от линии армяно-азербайджанского противостояния, заставляет сделать именно такой вывод. Действительные беженцы, женщины, дети и старики, вряд ли стали бы селиться там, где они с легкостью могут в очередной раз стать жертвой боевых действий.
Очевидно, что появление чеченцев вблизи карабахских рубежей никак не может быть случайностью. Представляется, что Баку надеется еще раз использовать отряды сепаратистов для разрешения застарелого спора со Степанакертом. В подобных случаях, как известно, негативный опыт быстро забывается.
Проблема в том, что происходящее ныне массовое заселение чеченцами прифронтового региона требует значительных средств. Кроме того, этих людей необходимо содержать. Трудно представить, что боевики передислоцировались сюда в стремлении заработать на жизнь честным трудом. Следовательно, "забота" официального Баку о чеченцах вряд ли носит совершенно бескорыстный характер. Сомнительно, чтобы азербайджанское руководство с большим восторгом приютило ватагу более чем опасных личностей, способных в любой момент дестабилизировать ситуацию в стране. Скорее всего деньги на расселение чеченцев близ карабахских границ поступают из тех же источников, которые снабжают сепаратистов в самой Чечне.
Появление чеченцев на линии фронта в Карабахе само по себе выглядит знаковым событием. После долгой пробуксовки в процессе миротворчества под эгидой ОБСЕ, кажется, стали ощущаться некоторые подвижки. Во всяком случае, и азербайджанская и армянская дипломатия в последнее время, пусть и с большими оговорками, но выражают определенные надежды на то, что усилия посредников, непосредственные контакты лидеров противоборствующих сторон помогут сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Однако в Баку, по-видимому, думают по-иному и политическому решению проблемы предпочитают силовое.