В КИШИНЕВ прибыли члены Государственной комиссии РФ по урегулированию приднестровской проблемы. Комиссия была создана после недавнего визита в Молдавию президента России Владимира Путина. Как известно, комиссию возглавляет лидер фракции ОВР в Госдуме Евгений Примаков, а в ее состав входят депутаты российского парламента, представители федеральных министерств и ведомств. Из Кишинева комиссия отправится в Тирасполь, а затем - в Вену, где будут проведены консультации с представителями ОБСЕ. Затем Примаков со товарищи выедет в Киев, где завтра состоятся переговоры с членами аналогичной украинской комиссии, возглавляемой Владимиром Горбулиным. Как известно, на последнем заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене представители стран-участниц выразили твердое намерение добиться выполнения решений Стамбульского саммита относительно урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем.
Глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл в интервью "НГ" подчеркнул, что в Стамбуле, как известно, было условлено, что к концу 2002 г. российская сторона вывезет вооружение и выведет свой воинский контингент, находящийся в Приднестровье. В Вене делегация РФ представила поэтапный план-график вывоза боеприпасов, техники, военного имущества. Приветствовав появление этого документа, участники заседания выразили надежду на то, что он будет реализован. В связи с этим для уточнения технических деталей и состоятся консультации в Вене, сообщил Уильям Хилл.
Уточнить, в частности, предстоит вопросы предоставления государствами ОБСЕ финансовой помощи для вывоза и утилизации боеприпасов и практической организации этого процесса, для чего необходимо содействие Тирасполя.
Как уточнил г-н Хилл, участники заседания заявили также, что, если Тирасполь и далее будет противодействовать вывозу российских вооружений, страны ОБСЕ предпримут меры, направленные на достижение прогресса в этой сфере. На вопрос корреспондента "НГ", какие именно предполагается провести мероприятия и не планируется ли, допустим, организовать экономическую блокаду Приднестровья, глава миссии ответил, что в Вене не конкретизировались возможные шаги. Но очевидно, что если Приднестровье и в дальнейшем намерено развивать свои внешнеэкономические связи в соответствии с московским меморандумом, то и европейские государства, в свою очередь, вправе не продолжать контактов с регионом, упорствующим в сохранении угрозы общей безопасности, которую представляют собой склады с российскими боеприпасами.
Кстати, в заседании впервые участвовали и представители Тирасполя - в составе делегации РМ. Однако они отказались выступить в качестве ее членов, хотя соответствующая процедура с ними накануне оговаривалась. И можно только сожалеть, что приднестровские представители не использовали предоставленную им европейскую трибуну для разъяснения собственной позиции, добавил Уильям Хилл, заметив, впрочем, что на этом диалог с приднестровцами не заканчивается, совместная работа будет продолжена. Сам глава миссии на следующий день встретился с госсекретарем непризнанной ПМР Валерием Лицкаем.
В Вене также затрагивались вопросы гарантий окончательного урегулирования. Были высказаны мнения о возможном участии в предстоящей миротворческой операции представителей ОБСЕ в роли наблюдателей и вероятном изменении мандата миротворческих сил (МС). Говоря о странах, которые могли бы быть дополнительно задействованы здесь, Уильям Хилл отметил, что резонно привлечь государства, уже участвовавшие в подобных операциях, к примеру в Боснии.
Это предложение, а также недвусмысленное предупреждение Тирасполю представляются новыми нюансами в политике ОБСЕ. Правда, о возможном изменении мандата МС и перепоручении руководства всей миротворческой операцией ОБСЕ в Кишиневе на неофициальном уровне заговорили сразу после Стамбульского саммита, где Москва взяла на себя конкретные обязательства, не оговоренные никакими условиями. И в том числе - по синхронизации процессов вывоза военной техники и вывода войск с разрешением приднестровского конфликта. Между тем Кишинев пока не выказывает готовности к достижению компромисса, неизменно настаивая на предоставлении Приднестровью автономного статуса, явно не отвечающего сегодняшним реалиям. Причем иные молдавские деятели уже призывают к применению европейских санкций с тем, чтобы заставить Тирасполь быть более сговорчивым в переговорном процессе. Но в этом случае ОБСЕ, фактически пойдя по пути НАТО в Косово, выступит с откровенно односторонней позицией.
Кишинев