0
1185
Газета СНГ Интернет-версия

26.07.2000 00:00:00

Аскар Акаев: "Не допустить дестабилизации обстановки в регионе"

Тэги: Акаев, Киргизия


Акаев, Киргизия Аскар Акаев.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)

- АСКАР АКАЕВИЧ, на Западе Киргизию считают наиболее демократической страной Центральной Азии, готовы и в дальнейшем оказывать ей финансовую помощь для продолжения экономических и политических реформ. Есть ли сегодня реальные препятствия для демократических процессов в республике?

- Кыргызстан за годы своей независимости, встав на путь кардинального реформирования общественного и экономического устройства республики, доказал свою приверженность демократическим принципам развития. С этого пути мы сворачивать не собираемся и, более того, не видим своего будущего иначе. За прошедшие 10 лет и народ стал другим, изменилась его психология, произошла переоценка ценностей. Так что сегодня говорить о каких-либо внутренних препятствиях для демократических процессов вряд ли приходится.

Аскар Акаев с супругой.

Другое дело, что существуют внешние угрозы, с которыми столкнулись центральноазиатские государства, да и другие страны. По существу, они предполагают геополитический передел и, конечно же, ведут не только к сворачиванию демократических процессов, но и к утере суверенитета. Я имею в виду международный терроризм, религиозный и политический экстремизм, сопровождающийся незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием. Данные факторы представляют серьезную опасность для стабильности и безопасности всего Евроазиатского региона. Всем понятно, что никакая страна в одиночку с этими процессами не справится, необходимы коллективные меры. Последние саммиты глав государств в Москве, Душанбе и достигнутые договоренности при их должном исполнении, думаю, обеспечат эффективное решение существующих региональных проблем.

- В чем заключаются главные экономические проблемы Киргизии?

- На нынешнем этапе основные экономические проблемы возникли вследствие международного и регионального финансовых кризисов, которые имели место в конце 1998-го и первой половине 1999 года. Они повлекли за собой внутренний бюджетный и банковский кризис. В итоге мы столкнулись с комплексом проблем.

Резкое падение обменного курса сома с 17,6 в январе 1998 года до 40 сомов за доллар в мае 1999 года ухудшило финансовое состояние предприятий, платежные возможности населения и состояние внешнего долга. Возросло отрицательное сальдо торгового баланса. Ухудшилась ситуация с бюджетными выплатами. Принятие соседними странами односторонних дискриминационных мер во внешнеторговой сфере и при транспортировке грузов отрицательно повлияло на экспортные поставки в эти страны, а также в Россию.

Уже проведенные решительные экономические преобразования, усилия государства по выработке и реализации неотложных мер по стабилизации экономики и созданию условий для достижения устойчивого экономического роста во многом помогли решить возникшие проблемы и сегодня помогают обеспечить макроэкономическую стабильность, восстановить положительные темпы роста основных экономических показателей.

Реальный рост ВВП составил по результатам 1999 года 3,6%, а за январь-июнь 2000 года - 7,4%, что по сравнению со средними показателями по СНГ (порядка 3-4%) является довольно высоким результатом. Рост ВВП обеспечивается преимущественно за счет стабильной работы сельскохозяйственного сектора, торговли и сферы услуг, улучшения показателей в энергетике, топливной и легкой промышленности.

В результате действий правительства Кыргызской Республики и Национального банка по ужесточению денежно-кредитной политики стабилизировался обменный курс национальной валюты, резко снизились темпы инфляции. Если за январь-июнь 1999 года показатель инфляции составил 32,6%, то в первом полугодии 2000 года - 7,1%. За счет режима жесткой экономии бюджетных средств и более эффективного управления ими, совершенствования налогового администрирования удалось снизить бюджетный дефицит, значительно сократить выплаты по защищенным статьям, что позволило своевременно выплачивать пенсии, пособия, заработную плату.

Сельское хозяйство благодаря радикальным реформам в этой отрасли стабильно развивается уже несколько лет, его вклад в ВВП составляет свыше 40%. Сельские жители наделены земельными участками, завершается выдача свидетельств на право владения землей, формируются институты регистрации недвижимости, развивается система сервисных услуг, постепенно формируется рынок земли, который, по нашему ожиданию, даст дополнительный толчок для роста и развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Комплекс принятых мер уже дает положительные результаты: в 1999 году валовой выпуск сельскохозяйственной продукции превысил уровень 1998 года на 8,7%, а за январь-июнь 2000 года составил 10,9%, что также является довольно высоким показателем роста.

В промышленности главное внимание уделяется структурной перестройке, улучшению управления, экспортной ориентации производства, привлечению прямых инвестиций и выпуску потребительских товаров.

Особые усилия прикладываются для решения проблем малого и среднего бизнеса - главного источника создания рабочих мест. Здесь все силы брошены на создание благоприятной предпринимательской среды, а это прежде всего ликвидация излишних бюрократических барьеров, упрощение разрешительных процедур, сокращение количества проверок. Осуществляется программа передачи на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений и оборудования ряда предприятий. Предпринимаются меры по более полному освоению существующих кредитных линий, упрощению условий кредитования. Принятые меры оказали положительное влияние на развитие предпринимательства. В 1999 году более 30% ВВП было произведено субъектами малого и среднего предпринимательства.

Важное значение придается адресной персонифицированной социальной поддержке незащищенных слоев населения, не имеющих возможности зарабатывать собственным трудом.

- После финансового кризиса в России в августе 1998 года, обвалившего фондовый рынок многих стран СНГ, Центральноазиатский союз, созданный как единое таможенное пространство Казахстана, Узбекистана и Киргизии, начал рушиться, и сегодня он практически не действует. Каковы должны быть основные принципы экономической интеграции стран СНГ и Центральной Азии в частности?

- Развитие Кыргызстана невозможно представить вне рамок Центральноазиатского региона и стран Содружества Независимых Государств. Геополитическое положение, общность культурного и исторического наследия и потенциальные выгоды от взаимных торгово-экономических отношений делают региональное сотрудничество необходимым фактором для дальнейшего мирного и успешного развития каждой из наших стран и гармоничной интеграции в мировое сообщество.

В последнее время внутренние трудности, связанные с переходным периодом, финансовые кризисы несколько отодвинули на задний план задачи регионального экономического сотрудничества, в частности, Центральноазиатского союза.

С углублением проводимых рыночных и демократических реформ в наших странах потребность в экономической интеграции будет закономерно расти, при этом важно последовательно расширять и укреплять взаимовыгодный свободный товарообмен, переводить основной поток товарообмена на прямые хозяйственные связи объединений и предприятий, вводить режим наибольшего благоприятствования для торгового сотрудничества, развития производственной кооперации с целью выпуска конкурентоспособной продукции.

На уровне государств важно совместно работать над реализацией крупных проектов общерегионального значения, таких, как создание единой транспортной системы с выходом на внешние рынки, создание современных систем связи и коммуникаций. Создание единой транспортной системы особо актуально для Центральной Азии, удаленной от крупных морских путей. Направление транспортных потоков из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии не только позволит оптимизировать мировую транспортную систему, сократить расстояния и время транспортировки, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет расширения экспорта товаров. Уже сейчас разрабатываются и реализуются такие крупные проекты, как ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия). Другой важнейшей задачей для региона является интеграция в мировую систему связи и телекоммуникаций, формирование единого информационного пространства.

- Ваши оппоненты обвиняют вас в притеснении оппозиции, в частности одного из его лидеров Феликса Кулова, накануне президентских выборов. Кроме того, сегодня диалог между киргизской оппозицией и властью идет очень сложно, а некоторые оппозиционные силы порой даже отказываются от переговоров с властями. Каков выход, по-вашему, из сложившейся ситуации?

- В любом обществе по отношению к государственной власти существует оппозиционно настроенная часть населения, и только в действительно демократической среде она имеет возможность легального существования. Наличие оппозиционно настроенных партий и движений в кыргызском обществе - явление нормальное, свидетельствующее о поступательном развитии демократических процессов, и здесь наша главная задача - найти если не полное взаимопонимание, то хотя бы точки соприкосновения в целях создания условий для развития цивилизованного общества с процветающей экономикой

Вы говорите, что диалог между киргизской оппозицией и властью идет сложно, но здесь сразу возникает вопрос: какая оппозиция и какой диалог? Ярчайший пример - проведение в июне этого года "круглого стола", проходившего по формуле "25+25+25". В нем приняли участие представители официальной власти Кыргызской Республики, политических партий, в том числе ряда оппозиционных, НПО (неправительственных организаций. - Н.В.) и общественных организаций и где офис ОБСЕ в Бишкеке был представлен в качестве наблюдателя.

Целью "круглого стола" виделось установление конструктивного диалога между властными структурами, политическими партиями и неправительственными организациями по всему кругу вопросов демократического и социально-экономического развития Кыргызстана, совместный поиск их решения. Однако уже в процессе подготовки данного мероприятия выяснилось, что наиболее радикально настроенная часть оппозиции, которая активнее всех настаивала на таком формате встречи, отказалась от своего участия, таким образом лишив и себя, и так нелюбимую ею власть возможности открытого разговора.

В республике официально зарегистрировано более двух тысяч неправительственных организаций, среди них - масса представляющих правозащитное направление. Есть над чем подумать, ведь это такой огромный потенциал народных объединений. Различие НПО, так же как и различие партий, говорит о широкой палитре мнений в обществе.

- Недавно в Душанбе состоялась очередная встреча глав государств "шанхайской пятерки", которая после присоединения к ней Узбекистана получила название "шанхайский форум". Главной темой встречи были вопросы безопасности в регионе. Может ли стать эта организация неким межгосударственным сообществом, способным решать вопросы безопасности в регионе?

- Прошедшая 5 июля в Душанбе встреча глав государств "шанхайской пятерки" стала очередным шагом на пути создания в Центральноазиатском регионе зоны мира, спокойствия и стабильности. Итоги данного саммита трудно переоценить. Одним из основных вопросов, которые были обсуждены и по которым были приняты решения, зафиксированные в итоговых документах встреч глав государств и министров иностранных дел "шанхайской пятерки" - "Душанбинской декларации" и "Совместном коммюнике", - является вопрос обеспечения безопасности в регионе, совместных действий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и другими видами международной преступной деятельности.

В этой связи можно с удовлетворением констатировать, что в рамках нашего "форума" уже запущены механизмы взаимодействия и конструктивного сотрудничества между внешнеполитическими и военными ведомствами, правоохранительными органами и специальными службами. И это дает свои положительные плоды. Так, после Бишкекского саммита была создана "бишкекская группа" правоохранительных органов и специальных служб "пятерки", которая в настоящее время ведет активную работу по координации действий наших стран по предупреждению и борьбе с проявлениями международного терроризма, экстремизма, сепаратизма, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружием, незаконной миграцией и других видов преступной деятельности.

По итогам саммита в Душанбе создается антитеррористический центр "шанхайской пятерки" со штаб-квартирой в Бишкеке. Думается, что будет целесообразным и эффективным тесное взаимодействие данного центра с аналогичной структурой, создаваемой в рамках СНГ с месторасположением в Москве.

Деятельность нашего образования в последнее время привлекает пристальное внимание наших соседей. Это связано с растущим авторитетом "шанхайской пятерки" в регионе и мире, широким кругом решаемых нами задач как в политической, военной, так и в торгово-экономической и других областях, а также в сфере обеспечения безопасности в регионе.

"Пятерка" открыта для сотрудничества в этих областях для всех стран региона. Отрадно отметить, что первый шаг в этом направлении уже сделан. В Душанбе к шанхайскому процессу присоединился Узбекистан.

Только совместными усилиями всех стран региона можно противостоять вызовам безопасности, стабильности, миру и спокойствию в Центральной Азии.

- Сегодня страны Центральной Азии заключают между собой соглашения о взаимных поездках граждан, что в перспективе не исключает введения между этими республиками визового режима. Как вы относитесь к введению визового режима между странами СНГ?

- Вы затронули весьма важную проблему. В рамках Содружества действуют многосторонние соглашения по визовым вопросам. В последний период ряд государств Содружества взял курс на ужесточение визового режима. Одни страны с начала текущего года временно приостановили действие порядка транзитного проезда иностранных граждан через территорию своих стран.

Мы понимаем, что введение такого режима - внутреннее дело каждого государства и, скорее всего, на наш взгляд, вынужденная мера. В то же время Кыргызстан - не сторонник введения визового режима между государствами СНГ. Наша политика сводится к тому, чтобы максимально гибко сохранить ранее существовавший в рамках СНГ упрощенный режим поездок наших граждан. Если не в многостороннем формате, то на двустороннем уровне. Это продиктовано как культурно-гуманитарной потребностью, так и экономической целесообразностью.

- В числе главных угроз безопасности Киргизии, как и других центральноазиатских республик, - религиозный экстремизм и международный терроризм. Для реализации своих целей эти силы уже успешно используют территорию соседнего Таджикистана. Какие меры вы как президент предпринимаете для предотвращения подобных угроз?

- Действительно, отдельные религиозные экстремисты и центры международного терроризма, пользуясь тем, что в Таджикистане происходит сложный процесс нормализации обстановки, пытаются нарушить тот хрупкий мир, который достигнут огромными усилиями братского народа, и используют его территорию для реализации своих грязных, далеко идущих целей.

Несмотря на это, будучи в Душанбе, главы "шанхайской пятерки" убедились, что руководство Таджикистана прилагает все усилия, чтобы не допустить использования своей территории для организации деятельности, наносящей ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку соседних государств.

Главы "шанхайской пятерки" поддержали курс руководства Таджикистана, направленный на решение задач постконфликтного восстановления и дальнейшего подъема экономики, на развитие демократических институтов и проведение экономических и социальных преобразований, а также призвали международное сообщество оказать необходимую поддержку в развитии Республики Таджикистан.

Касаясь вопроса о принимаемых мерах, должен отметить, что действительно вторжение иностранных бандформирований на юг Кыргызской Республики в 1999 году и высокая степень вероятности повторного вторжения свидетельствуют о том, что международные экстремистские религиозные организации будут и впредь стремиться решать свои амбициозные задачи, используя территории государств Центральной Азии, и в частности Кыргызстана.

Эти действия следует рассматривать как часть глобального плана по активному наступлению международного терроризма с целью дестабилизации обстановки и распространения своего влияния в ряде государств - участников Содружества Независимых Государств.

С самого начала события на юге страны приобрели международный резонанс, и процесс, связанный с ликвидацией данной угрозы, представлял собой сложный комплекс мероприятий политического, дипломатического и военного характера. Сегодня стало совершенно очевидным, что терроризм уже перестал быть проблемой какого-то одного государства и представляет угрозу всему мировому сообществу. Соответственно борьба против этой опасности должна вестись как на национальном, так и на региональном и международном уровне.

Сейчас с достаточной степенью достоверности можно говорить о том, что террористы, именующие себя "исламским движением", фактически оказались тем инструментом, при помощи которого различные террористические, экстремистские организации и поддерживающие их реакционные круги некоторых государств пытаются осуществить свои планы в отношении Центральноазиатского региона в целом. В настоящее время обстановка на юге республики в результате принятия комплекса организационно-практических мер характеризуется как относительно спокойная.

Хочу оговориться, что прежде всего предпринятые меры учитывали "уроки" прошлого года и направлены на сохранение целостности и безопасности страны. И здесь мы исходили из того, что угроза безопасности страны со стороны международных террористов реальна, о чем свидетельствуют поступающие данные об их замыслах, которые включают в себя:

- использование под прикрытием так называемого "чистого" ислама межконфессиональных противоречий и распространение во всем Центральноазиатском регионе идеологии по созданию Халифата;

- провоцирование межнациональных и межэтнических конфликтов;

- совершение диверсионно-террористических акций и создание атмосферы паники в обществе;

- вооруженное вторжение на территорию республики.

Сегодня полным ходом идет реформирование Вооруженных сил республики. Решаются задачи обеспечения соединений, частей и подразделений всем необходимым для нормального их функционирования. Практически завершено обустройство государственной границы. Активизированы военно-дипломатические меры в рамках государств - участников Договора о коллективной безопасности стран СНГ и "шанхайской пятерки". Состоялась встреча президентов центральноазиатских государств в Ташкенте по вопросам региональной безопасности. Прошел саммит глав государств "шанхайской пятерки" по тем же вопросам в Душанбе. Достигнуто соглашение и подписан Протокол о сотрудничестве между Советами безопасности Российской Федерации и Кыргызской Республики. 20-22 апреля в Москве по инициативе Российской Федерации состоялось второе (внеочередное) заседание "бишкекской группы" с участием высокопоставленных представителей правоохранительных органов, спецслужб и юстиции стран - участниц "шанхайской пятерки".

Все вышеназванные меры и встречи имеют одну цель - не допустить дестабилизации обстановки в регионе, тем более вторжения международных террористов, а в случае их вторжения дать совместными усилиями достойный отпор.

- После нападения вооруженных отрядов ваххабитов на юг Киргизии в августе прошлого года выяснилось, что киргизская армия не в состоянии отразить внешнюю агрессию. В каком состоянии киргизская армия сегодня и какие изменения в ней произошли за прошедший год?

- Позвольте не согласиться с вашим утверждением, что кыргызская армия не в состоянии отразить внешнюю агрессию. Наоборот, именно благодаря выучке и профессионализму рядовых воинов и их командиров мы сумели за такой короткий промежуток времени изгнать бандформирования с территории нашего государства.

Последняя моя поездка как главнокомандующего Вооруженными силами в места непосредственного расположения вновь созданной южной группировки Вооруженных сил Кыргызской Республики и оценка ее готовности убедили меня, что наша армия полностью готова к отражению возможного вторжения на территорию республики международных террористов и их боевиков. Этому в немалой степени способствовало успешное участие большинства этих подразделений в совместных учениях "Щит Содружества-2000".

Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1729
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1078
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
784
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1061

Другие новости