СУДЯ по всему, начинающийся визит в Тегеран спецпредставителя президента РФ по Каспию Виктора Калюжного будет крайне непростым. По имеющимся сведениям, иранское внешнеполитическое ведомство весьма пристально следило за результатами консультаций г-на Калюжного, проведенных в течение последних недель в столицах прикаспийских стран СНГ. И вряд ли в Тегеране могли вызвать особый энтузиазм прозвучавшие в российской прессе отклики на попытки создать единую платформу стран СНГ по Каспию без учета геополитических интересов Ирана.
Поддержку иранских интересов туркменской стороной, прозвучавшую на встрече в Ашхабаде Виктора Калюжного с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым, случайной не назовешь. Ашхабад и Тегеран связывают прочные добрососедские узы, основывающиеся прежде всего на рациональности взаимных экономических интересов. К тому же две страны давно ведут диалог о возможности совместной разработки и эксплуатации как углеводородных, так и биологических ресурсов близлежащей акватории Каспийского моря. И потому на переговорах в Ашхабаде президент Сапармурат Ниязов столь четко заявил о своей принципиальной позиции не участвовать в решении каких бы то ни было каспийских проблем без участия Ирана.
За комментарием к прозвучавшему достаточно резко заявлению Туркменбаши корреспонденты "НГ" обратились к министру иностранных дел Туркменистана Борису Шихмурадову, который подчеркнул, что "в Ашхабаде крайне удивлены появившимися в ряде российских информационных источников сообщениями о якобы высказанной президентом Туркменистана идее обсудить каспийскую тему в Минске в ходе встречи глав государств СНГ, пригласив туда и иранского руководителя". "Ничего подобного туркменская сторона не предлагала и не могла предложить, - заявил туркменский министр. - Наша позиция четко и однозначно изложена президентом Ниязовым и заключается в необходимости созыва специального саммита глав прикаспийских государств, будь то в Тегеране, Москве, Ашхабаде или в любой другой прикаспийской столице, с тем чтобы определиться по принципиальным вопросам судьбы моря и дать соответствующие ориентиры экспертам для выработки согласованных решений. Без этого любая экспертная встреча или стремление заключить какие-либо отраслевые соглашения заведомо обречены на провал. Кроме того, в интересах единого консенсуса необходимо, на наш взгляд, исключить дискриминационные для нашего пятого партнера - Ирана - возможности поиска юрисдикции Каспия на основе некой общей платформы в рамках стран СНГ".
Совершенно очевидно, что главным толчком к демаршу Ашхабада послужило не устраивающее Туркмению положение дел в каспийской акватории - это предъявленные явочным порядком права Азербайджана на туркменские нефтяные месторождения "Осман" и "Хазар", именовавшиеся раньше "Каверочкин" и "26 бакинских комиссаров" (в азербайджанской версии - "Азери" и "Чираг"). По сведениям "НГ" из компетентных источников, руководство нефтегазового комплекса Туркмении в интенсивном порядке готовит для отправки в международные арбитражные инстанции документы, подтверждающие правомочность отстаивания Туркменистаном своей юрисдикции над названными месторождениями.
Усиление конфронтации между Баку и Ашхабадом в споре насчет принадлежности некоторых месторождений, отчасти спровоцированное миссией Калюжного на западный берег Каспия, отразится на общей работе прибрежных государств над будущим статусом моря-озера. Обостряя вопрос, Туркменистан призывает остальных "соседей по водоему" к справедливому, непредвзятому подходу к решению каспийской проблемы, с учетом сохранения равноправия всех сторон. И, возможно, как раз компромиссное разрешение туркмено-азербайджанского каспийского спора может оказаться той самой "лакмусовой бумажкой" в определении общего успеха в достижении согласия по статусу моря.
Ашхабад