ПОСЛЕ ТОГО как госдепартамент США обрушился с резкой критикой на Азербайджан, обвинив его в поддержке международного терроризма, в частности чеченских боевиков, политический истеблишмент республики оказался в растерянности. Президент страны Гейдар Алиев явно не ожидал такого удара -ведь политика Баку, казалось бы, отвечает прежде всего интересам Вашингтона в Закавказско-Каспийском регионе. Нападки госдепартамента США на Алиева означают, что Вашингтон уже не делает ставку на нынешнего азербайджанского президента.
Сегодня как сторонников, так и противников Алиева интересует, с чем же связана резкая перемена в отношении США к нынешнему азербайджанскому президенту? По всей видимости, причин здесь несколько. Рассмотрим основные из них.
Во-первых, алиевский режим предполагает сохранение напряженности между Вашингтоном и Москвой. После того как последняя в результате прихода к власти Владимира Путина резко активизировала свою политику в странах СНГ, США вынуждены считаться с национальными интересами России на постсоветском пространстве - Вашингтон не заинтересован в прямой конфронтации с Москвой. Нефтяные проекты Баку, в которых во главу угла поставлена политика, принесли американским компаниям одни убытки. Сегодня Вашингтону нужен уже менее политизированный президент Азербайджана, который не будет стремиться столкнуть лбами США и Россию.
Во-вторых, с возрастом Алиев становится непредсказуемым и все более капризным политиком. Достаточно вспомнить о его претензиях на Транскаспийский газопровод (проект, лоббируемый Вашингтоном). После заявления Алиева о том, что Азербайджан намерен наполовину заполнять будущую газовую магистраль своим еще не существующим газом, президент Туркмении Сапармурат Ниязов резко переориентировался на Россию, заключив с ней соглашение о газовых поставках. Это привело к распаду Международного консорциума, созданного для реализации Транскаспийского проекта. А крах Транскаспийского проекта был большим провалом внешней политики США - этот газопровод был очень необходим Вашингтону, чтобы ослабить зависимость Туркмении и Узбекистана от России и укрепить собственное влияние в странах Закавказья и Центральной Азии.
В-третьих, нынешнее плачевное экономическое положение Азербайджана больше не устраивает США. Вашингтон заинтересован в стабильном развитии Азербайджана, который рассматривается им как ключевая страна в Каспийско-Центральноазиатском регионе. Нынешнее же массовое обнищание населения неминуемо приведет к социальному взрыву и дестабилизации обстановки.
В-четвертых, коррупция в Азербайджане приобрела угрожающий характер. Иностранные инвесторы постоянно сталкиваются с открытым взяточничеством и вымогательством со стороны высших чиновников, что делает любой экономический проект неэффективным. Поэтому многие иностранные инвесторы вынуждены сворачивать свою деятельность. Кроме того, международная гуманитарная помощь, направляемая азербайджанским беженцам, бесследно пропадает. Руководители Европейского союза, Совета Европы, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев неоднократно выражали свое возмущение в связи с исчезновением гуманитарной помощи в Азербайджане и требовали проведения тщательного расследования.
В-пятых, США не устраивает подавление Гейдаром Алиевым демократии и свободы слова в стране. Сегодня тысячи политических оппонентов президента и активисты оппозиции оказались за решеткой. СМИ, критикующие Алиева и его родственников, через судебные органы, находящиеся под контролем окружения президента, штрафуют на сотни миллионов манатов, в результате чего многие оппозиционные газеты и журналы обанкротились и были вынуждены приостановить свой выпуск. Вашингтон также не устраивают законы Азербайджана о выборах парламента и президента, а также о Центральной избирательной комиссии, которые дают возможность подтасовать итоги любых выборов. Кроме того, избрание Алиева на пост президента Азербайджана в ходе выборов, состоявшихся в октябре 1998 г., экспертами ОБСЕ, Совета Европы, Института демократии США и других международных организаций признано незаконным, а итоги президентских выборов названы фальсифицированными.
В-шестых, США, как и международные финансовые институты, очень беспокоит вопрос о преемственности власти в Азербайджане. Вашингтон очень раздражительно относится к попыткам Гейдара Алиева передать пост президента страны своему сыну. Ряд оппозиционных партий республики уже открыто заявили, что в случае объявления Ильхама преемником Алиева они призовут своих сторонников к гражданскому неповиновению и начнут гражданскую войну.
Все рассмотренные обстоятельства предвещают грядущую смену власти в Азербайджане, что может дестабилизировать обстановку не только в республике, но и во всем Закавказье. Такое развитие событий не входит в геополитические планы Вашингтона, поэтому в последнее время спецслужбы США и Турции активизировали свою деятельность в Азербайджане, чтобы процесс смены власти в республике сделать плавным и не допустить дестабилизации обстановки в регионе. Судя по публикациям азербайджанской прессы, Вашингтон готовит на место Алиева бывшего спикера азербайджанского парламента Расула Гулиева, находящегося в настоящее время в политической эмиграции в США.
В связи с вышеизложенной версией возникает вполне логичный вопрос: будет ли Москва оставаться в роли наблюдателя или предпримет меры для восстановления своего влияния на Баку, учитывая, что Закавказье входит в зону стратегических национальных интересов России? Как уже было отмечено, Азербайджан является ключом ко всему Закавказско-Каспийско-Центральноазиатскому региону. Захочет ли Россия вновь овладеть этим ключом?
Надо сказать, что сегодня в прозападной политике разочаровался не только президент Алиев, но и многие ведущие оппозиционные партии Азербайджана, которые Запад, и прежде всего США, обвиняют в лицемерии, необъективности и в проведении политики двойного стандарта. Это обстоятельство создает некий вакуум, который как раз и может заполнить Россия. У Москвы сегодня больше шансов укрепить свое влияние в Закавказье, чем у Вашингтона. Для этого ей следует существенно скорректировать свою политику в Закавказье и не выступать в качестве военной союзницы Еревана, с которым Баку находится в состоянии войны.
В отличие от властей абсолютное большинство населения Азербайджана выступает за тесную интеграцию республики с Россией. Поэтому в случае смены проамериканского режима Алиева на промосковский не исключено, что Азербайджан окажется в Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана и, возможно, даже присоединится к Союзу Белоруссии и России.
Чтобы эти оптимистические прогнозы сбылись, Россия для начала должна доказать, что она заинтересована в территориальной целостности и сохранении суверенитета Азербайджана. Если в республике начнется хаос, то он охватит и российский Северный Кавказ. В случае же понимания Москвой проблем Азербайджана за тесные союзнические отношения с Россией будут выступать не только промосковские силы, но и многие оппозиционные партии республики, которые считаются прозападными.