СОСТОЯВШИЕСЯ в столице Туркмении переговоры между президентом Сапармуратом Ниязовым и специальным представителем президента России Виктором Калюжным по проблеме юридического статуса Каспия подлили масла в костер непрекращающегося долгое время спора Ашхабада и Баку о принадлежности нефтяных месторождений в центре каспийской акватории.
Поездка Виктора Калюжного в Баку для переговоров по проблеме статуса Каспийского моря, состоявшаяся накануне визита в Ашхабад, была весьма искусно использована азербайджанскими СМИ для возобновления заочной дискуссии с Ашхабадом о приоритете над спорными месторождениями.
Информационное агентство "Туран" передало высказывание Виктора Калюжного о том, что Россия выходит с предложением о совместной разработке спорных месторождений, к числу которых относит и месторождение "Сердар" (в азербайджанском варианте - "Кяпаз"). Кроме того, по версии "Турана", спецпредставитель президента России подтвердил бесспорность принадлежности Азербайджану еще двух месторождений, носивших во времена СССР названия "Каверочкин" и "26 бакинских комиссаров", а теперь переименованных каждой из спорящих сторон на свой лад (в туркменском варианте - "Осман" и "Хазар", в азербайджанском - "Чираг" и "Азери").
Надо сказать, что это не первый случай, когда Баку в двустороннем споре с Ашхабадом пытается прямо или косвенно заручиться российской поддержкой. Нельзя не вспомнить, что ровно три года назад опрометчивое согласие России на совместную с Азербайджаном разработку месторождения "Сердар"-"Кяпаз" привело к серьезным политическим осложнениям между Туркменией и Россией. После решительных протестов Ашхабада Москве пришлось в спешном порядке аннулировать намечавшуюся сделку с Баку и заявлять о несомненном нахождении "Сердара" в зоне туркменской юрисдикции на Каспии.
Ашхабад всегда болезненно реагировал на любой, даже слабый, намек третьих стран на принятие стороны Баку в претензии на владение спорными месторождениями. Так, противоречия между двумя странами сильно осложняли американцам продвижение проекта транскаспийского трубопровода и стали едва ли не решающими в отказе от идеи его скорой реализации.
Вот и на этот раз российские предложения о перспективах совместной эксплуатации спорных месторождений, о создании в Баку единого центра по проблемам Каспия были охарактеризованы в Ашхабаде как "нереалистичные". Не увидел президент Сапармурат Ниязов в российских предложениях о совместном использовании Каспийского моря и полномасштабного учета интересов Ирана, без чего, по мнению туркменского лидера, невозможно достижение консенсуса по выработке единой международной каспийской конвенции.
Однако главным камнем преткновения на пути к международному соглашению по Каспию для Туркмении остается нерешенность проблемы спорных нефтяных месторождений. Ашхабад продолжает настаивать на своем законном праве совладения двумя спорными месторождениями и резко осуждает любые односторонние действия Баку в зоне спорных территорий на Каспии.
Во внешнеполитическом ведомстве Туркмениии сегодня не скрывают, что Ашхабад намерен перейти от многолетней практики увещеваний Баку к реальным мерам по защите своего национального достояния. В туркменском МИДе отмечают, что Ашхабад обладает достаточным потенциалом, чтобы убедить Баку в большей пользе от разумного компромисса, чем от произвольного самозахвата нефтеносных площадей на Каспии.
Возврат России к позиции инициатора урегулирования каспийской проблемы, безусловно, не сможет принести желаемого успеха, если не будут приниматься во внимание застарелые взаимные претензии Ашхабада и Баку. Первый раунд консультаций спецпредставителя президента России по Каспию Виктора Калюжного с главами прикаспийских государств, который завершится через неделю визитом в Тегеран, должен дать аналитикам в российском правительстве обильную пищу для размышлений: как подступиться к каспийскому пирогу так, чтобы ни одна из заинтересованных сторон не считала себя обделенной.
Ашхабад