Виктор Калюжный оказался под огнем критики одновременно со стороны Ашхабада и Баку.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ представитель президента России по вопросам урегулирования статуса Каспия, заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный прибыл в Ашхабад в приподнятом настроении. По его словам, в Астане и Баку он встретил понимание российских предложений по урегулированию каспийской проблемы и рассчитывал на аналогичную реакцию в столице Туркменистана.
Вечером того же дня, покидая Ашхабад, Виктор Калюжный уже не излучал утреннего оптимизма. Переговоры с туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым прошли достаточно напряженно. Весьма сдержанно отнесся туркменский президент к российской инициативе по созданию единого стратегически-экономического центра прикаспийских стран.
Главное же расхождение позиций двух стран заключается в том, что Москва предлагает поэтапный путь распутывания клубка каспийских проблем, включая судоходство, экологию, использование биологических ресурсов, определение координат береговой линии и т.п. Для Ашхабада же приоритетным остается политическое решение проблемы международного статуса Каспийского моря. Все остальные вопросы для Туркменистана остаются вторичными по отношению к юридическому статусу Каспия.
По мнению Сапармурата Ниязова, все проблемы взаимоотношений прикаспийских государств может решить подписание международной конвенции по статусу Каспия. Основываясь на предложениях основного всеобъемлющего документа, можно будет успешно решать и частные проблемы.
Что касается самой модели разграничения зон юрисдикции, могут иметь место как принцип секторального деления моря, так и принцип кондоминиума с зоной прибрежных территориальных вод, разграничением морского дна и общим пользованием серединной частью водной поверхности.
Для Туркменистана проблема политического решения юридического статуса Каспия чрезвычайно важна, тем более что сохраняются его разногласия с Азербайджаном по поводу территориальной принадлежности спорных нефтеносных месторождений Азери и Чираг.
Кстати сказать, остроты диалогу туркменского лидера и российского посланника добавили сообщения азербайджанских СМИ о том, что Виктор Калюжный, находясь в Баку, безоговорочно высказался в пользу азербайджанской принадлежности спорных месторождений (НГ от 18.07.2000). Спецпредставителю президента России пришлось заявить о неверной интерпретации его слов журналистами. Виктор Калюжный подчеркнул, что данная тема вообще находится вне пределов его компетенции, а позиция России по данному вопросу весьма далека от азербайджанской интерпретации.
Комментируя итоги ашхабадских переговоров, Калюжный заметил, что по мере распространения географии его прикаспийских визитов на юг переговоры даются все тяжелее. Видимо, неделю спустя ему предстоит весьма непростой раунд переговоров с иранским руководством, поскольку Тегеран не намерен уступать своей части каспийского пирога.
Пока что единственным и несомненным достижением российской дипломатии на Каспии следует считать сам факт начала диалога с соседями, появления ее новых инициатив в решении каспийских проблем. Уже одно то, что в российском правительстве появилась должность спецпредставителя президента по вопросам урегулирования статуса Каспия, можно считать добрым знаком. Нелишне вспомнить, что в американском правительстве, дислоцирующемся от берегов Каспия на гораздо большем удалении, чем Москва, уже давно существует должность советника президента по Каспийскому региону.
Ашхабад