ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ чуть более года назад административно-территориальная реформа в Молдавии вместо заявленной децентрализации на деле привела к еще большей централизованности и зависимости местных властей от столичной. Во всяком случае, в этом убеждает последний опыт одного из крупнейших городов в республике - Бельцы.
Как подчеркнул примар Бельцского муниципия Виктор Морев, сегодня городской администрации приходится работать в гораздо более сложных, чем прежде, условиях. Как известно, в ходе административно-территориального реформирования Бельцы, вопреки протестам местного руководства и самого примара, утратили свой самостоятельный статус и были включены в состав уезда, объединившего несколько районов севера РМ. Сделано это было, по убеждению Виктора Морева, для того, чтобы "растворить" в большинстве своем нетитульное население города в конгломерате сельских населенных пунктов, в которых преобладают жители молдавской национальности. А также затем, чтобы обеспечить "перераспределение" сохранявшихся до сих пор и приумножавшихся городских ресурсов на весь гораздо более бедный окружающий регион. Задачи такого перераспределения весьма увлекли уездную власть. Недавно она, к примеру, явочным порядком лишила Бельцы более 10 млн. леев (составлявших причитавшиеся городу 10% отчислений от общей суммы сборов по налогу на добавленную стоимость, трансфертам и т.п.). И объяснено это было намерением разрешить проблему возросших долгов по зарплатам в близлежащих районах. В связи с чем Бельская примария уже выступила с предложением - внести коррективы в закон о местных финансах, предусмотрев для городов с населением свыше 100 тыс. возможность оставлять себе непосредственно оговоренную долю платежей.
Хорошо бы установить такой порядок и в отношении дорожных сборов, как оно и было прежде. Тогда бы здешние власти смогли продолжить активно осуществлявшуюся в 1994-1996 гг. реконструкцию улиц. Что становится невозможным теперь, когда город, перечисливший в централизованный дорожный фонд 5 млн. лей, из обещанных на текущий год 900 тыс. лей пока не получил ничего. (При том что для приведения городского хозяйства в порядок в целом необходимо миллионов десять.) Сходная картина наблюдается и с пенсиями: перечислив за первые пять месяцев этого года в социальный фонд 24 млн. лей, обратно Бельцы получили на выплату пенсий, пособий и компенсаций лишь 13 млн. при уже имевшейся задолженности 10,5 млн.
После того как в ходе реформы муниципальная налоговая служба была ликвидирована и создана общая уездная, в городе вдвое снизилась собираемость налогов, хотя ранее он был в числе лидеров в данной сфере. Разрушительные тенденции вообще оказались характерными для затеянных преобразований.
По словам Виктора Морева, еще одной из подспудных их причин было желание властей предержащих в условиях реорганизационного хаоса обеспечить для себя возможность бесконтрольной приватизации уцелевших привлекательных объектов на местах. Постановлением правительства, к слову, из законов о приватизации было исключено положение об участии местных властей в приватизационных процессах. И теперь о том, что, скажем, здешняя мебельная фабрика была наспех, бездумно и явно невыгодно продана, примар узнает из столичного официального вестника. Сегодня бельцская администрация не вправе как-либо влиять на приватизационные коллизии, вследствие чего они развиваются, как правило, по наихудшему сценарию и город лишается дополнительных дивидендов, рабочих мест и т.д. И это при том, что саму идею тотальной приватизации, взятую на вооружение молдавским руководством, здесь не поддерживают. Как тут полагают, в этом вопросе неплохо бы оглянуться и на опыт развитых стран, например, Германии, где за государством сохраняется порядка 45% всей собственности.
И вовсе уж неправомерным представляется бельчанам санкционированное реформаторами разрушение существовавшей системы здравоохранения. В результате чего, в частности, единственную на весь север республики городскую туберкулезную больницу закрыли. А больных, в том числе с открытой формой туберкулеза, перевели в общую уездную. И туда же переадресовали пациентов также аннулированного городского вендиспансера в компании с ВИЧ-инфицированными. Под флагом объединения в городе также были ликвидированы и специализированные детская и гинекологическая клиники. И воспрепятствовать этому абсурдному и пагубному процессу горадминистрация оказалась не вправе. Да, собственно, она даже неправомочна возвратить себе свое же здание, отобранное по решению правительства Иона Стурзы, и потому вынуждена разместить свой аппарат на четвертом этаже местной гостиницы. В этом моменте русский Виктор Морев также усматривает и пресловутый "национальный аспект", полагая, что по отношению к примару-молдаванину подобных действий все же не допустили бы. По этому поводу он давно обратился с иском в судебную инстанцию, но его рассмотрение откладывается.
Этими и другими негативными фактами, по идее, и следует заняться созданной парламентом специальной комиссии по проблемам местной публичной власти. Однако на улучшение ситуации в ближайшее время, в условиях нового кардинального переустройства страны в парламентскую республику, Виктор Морев не рассчитывает. По его мнению, в нынешних обстоятельствах для Молдавии более целесообразной представляется форма президентского правления с усиленной исполнительной вертикалью. Парламентарии, однако, свели дискуссии по формуле госуправления к критике конкретной личности - президента Петра Лучинского. И дабы исключить всякую вероятность его избрания на очередных выборах, законодатели утвердили еще одну "перестроечную" и заведомо неэффективную модель. Причем она, так же как и административно-территориальная, на практике не соответствует заявленным принципам: провозглашенная демократической новая форма избрания главы государства - в парламенте - в действительности лишила народ права голоса и в этом вопросе. И мнением местных властей по данному поводу тоже, конечно, никто не поинтересовался. А оно у бельцской администрации отрицательное, подчеркнул Виктор Морев.
Бельцы-Кишинев