НЫНЕШНИЙ визит президента Турецкой Республики Ахмеда Неждета Сезера в Баку, как уже писала "НГ", имеет знаковый характер и призван подчеркнуть приоритетность Азербайджана и всего Каспийского региона во внешней политике официальной Анкары. Напомним, что это первая зарубежная поездка господина Сезера. Правда, за недолгий период президентства он уже успел посетить так называемую Турецкую Республику Северного Кипра, которая признана одной лишь Турцией. По сути, уже можно говорить о сложившейся традиции дипломатических акций турецких лидеров. Они должны подчеркнуть императивность "братских республик" во внешнеполитическом курсе Анкары и приоритетность гипотетической политики тюркского мира.
Именно в этом ключе и стоит рассматривать отказ Ахмеда Сезера принять участие в тегеранском саммите Организации экономического сотрудничества, членами которой являются Турция, Иран, Пакистан, Афганистан, Азербайджан и центральноазиатские республики. Фактически Ахмед Сезер побоялся тогда повторить "ошибку" бывшего главы турецкого правительства Нежмедина Эрбакана, который отправился с первым зарубежным визитом в столицу Исламской Республики Иран. Однако ценой такой "антииранской принципиальности" стали полный провал Турции на саммите ОЭС и фактическая победа Ирана, который сегодня предпринимает весьма активные усилия для укрепления своих позиций во всем Кавказско-Центральноазиатском регионе и даже пытается взять лидерство в вопросах производства и транспортировки "голубого топлива".
По мнению большинства экспертов, основной целью нынешнего визита турецкого президента в Баку является закрепление доминантной роли Турции в этой республике, которую Анкара всегда рассматривала как "первое звено" в системе тюркского мира. "НГ" неоднократно информировала своих читателей о попытках форсирования идеи пантюркизма со стороны ряда высокопоставленных турецких официальных деятелей. Наиболее яркой фигурой в этом свете представляется государственный министр Турции Абдулхаллюк Чей, который, в частности, выступает за формирование так называемого Тюркского Содружества. В Азербайджане роль "рупора" подобных идей уже традиционно выполняет бывший государственный советник президента по вопросам внешней политики, известный в республике политолог Вафа Гулузаде. Последний недавно выступил с недвусмысленным предложением о необходимости вступления Азербайджана в состав Турции. Правда, среди наблюдателей нет единого мнения о том, отражает ли Гулузаде позицию своего бывшего босса и "отца азербайджанского народа" или же он ведет собственную игру вкупе с турецкими ультранационалистами.
В беседе с корреспондентом "НГ" источник в администрации президента Азербайджана сказал, что с момента своей отставки Гулузаде и другие члены его команды (в том числе бывший глава азербайджанского МИДа Тофиг Зульфугаров) никогда не появлялись в президентском дворце и не имели возможности общаться с Гейдаром Алиевым. Более того, источник заявил, что президент Азербайджана, "сохраняя и укрепляя сотрудничество с Турцией, не рассматривает всерьез фантастические идеи восстановления Османской Империи". Представитель алиевской администрации намекнул даже на готовность Баку пойти на некоторое сближение с Москвой в случае получения Азербайджаном определенных "дивидендов" от российской стороны. Корреспонденту "НГ" также стало известно, что ныне Баку рассматривает возможность импортирования в республику российского газа и готов отказаться от аналогичных предложений Ирана и Туркмении.
Заметим, что сегодня в азербайджанской столице с удовлетворением отмечают о налаженном контакте между администрацией Гейдара Алиева и Советом безопасности России, небезосновательно считая, что "Сергей Иванов - не последняя фигура в команде Путина".
Такие тенденции, естественно, не могут не вызвать определенной настороженности у Турции, где уже многие политики и эксперты говорят о грядущем "суперусилении" позиции России в регионе Каспийского бассейна. Напомним, что центральноазиатское турне Владимира Путина до сих пор воспринимается в Анкаре как начало активной политики Москвы в этом регионе, одним из результатов которой может стать вытеснение Турции из Центральной Азии, а значит, и из каспийских транспортно-энергетических проектов. Особое недовольство турецкой стороны, как отмечают дипломатические источники этой страны, вызывает нынешний визит спецпредставителя президента России по Каспию Виктора Калюжного в Баку, который, по сути, может "нейтрализовать" эффект переговоров Ахмеда Сезера.