К 19 ИЮЛЯ президенту Молдавии Петру Лучинскому предстоит утвердить или отклонить документ, лишающий его надежд на повторное переизбрание в ходе намечавшихся на декабрь очередных выборов.
В соответствии с одобренной на прошлой неделе законодателями конституционной инициативой 38 депутатов о превращении РМ в парламентскую республику глава государства отныне будет избираться не всенародным голосованием, а тремя пятыми голосов парламентариев и ими же (двумя третями) может быть отправлен в отставку.
Упомянутую инициативу поначалу даже не предполагалось включать в повестку дня. Однако за неделю-две до "исторического" пленарного заседания 5 июля появились симптомы, свидетельствующие о возможном ее рассмотрении законодателями наряду с другой инициативой - 39 депутатов - о расширении полномочий правительства. Накануне к введению парламентской формы правления призвал спикер Думитру Дьяков. О допустимости "пакетного" обсуждения двух инициатив сообщил "НГ" и председатель парламентской юридической комиссии Еуджен Русу. Не отверг возможность поддержки идеи парламентской республики Партией коммунистов Молдовы и пресс-секретарь комфракции Аркадий Пасечник.
Именно позиция ПКМ, до сих пор (в вопросах отставки предыдущего кабинета - Иона Стурзы и утверждения нынешнего - Думитру Брагиша) сотрудничавшей с Петром Лучинским, определила исход голосования. Его результаты оказались рекордными - за утверждение инициатив проголосовало свыше 90 депутатов из 101. И это позволило Петру Лучинскому заявить, что кардинальнейшая проблема государственного устройства страны решается на основе постановления пленума компартии. Попытки президента при содействии его немногочисленных парламентских сторонников изменить ход дискуссии оказались безуспешными. Не нашло отклика и предложение Лучинского провести одновременно досрочные президентские и парламентские выборы. Не было также услышано его предостережение о том, что теперь власть в государстве будет практически узурпирована парламентом, в котором не существует устойчивого большинства и который при этом фактически не несет ответственности за свою деятельность. Таким образом, Петр Лучинский повторил печальный опыт своего предшественника Мирчи Снегура, также безрезультатно пытавшегося ранее добиться перераспределения в свою пользу полномочий между президентом и парламентом.
Ранее угрозу для основных парламентских партий представляла инициатива самого Петра Лучинского о превращении РМ в президентскую республику, и очередные выборы, в которых при сегодняшнем раскладе сил потенциальные его соперники могли и не победить. Это желание - не допустить проведения предстоящих президентских выборов - и стало, пожалуй, определяющим. И в значительной мере побудило правых (не сумевших договориться о едином кандидате в президенты, хотя и сформировавших предвыборную коалицию) объединиться с левыми.
Назвав данную задачу одной из главных, лидер правой Демократической конвенции Мирча Снегур в своем комментарии для "НГ" обусловил ее необходимостью избежать очередной изнурительной и разорительной предвыборной войны. По его убеждению, теперь, когда устранены причины, приводившие к постоянному противостоянию между ветвями власти, каждая из них сможет эффективно заняться своим делом. Парламент, освободившись от несвойственных ему некоторых исполнительных функций, сосредоточится на обеспечении надлежащей законодательной базы для нормальной жизнедеятельности страны и успешной работы правительства. А приобретший большую самостоятельность кабинет займется насущными внутренними делами. В то время как президент, которому отныне предопределяется высшая согласительная роль в государстве, больше внимания станет уделять внешнеполитической проблематике. В этой связи Мирча Снегур выразил надежду на то, что Петр Лучинский сдержит свое обещание - внимательно изучив утвержденные инициативы, утвердить их. Что же до правительства Думитру Брагиша, то о его смене речи не идет - оно должно продолжать работать, на практике используя предоставленные дополнительные полномочия. Переработанные же кабинетом многострадальные проекты индивидуальной приватизации винно-коньячных и табачных предприятий могут быть обсуждены депутатами уже на осенней сессии. Также им предстоит разработать и новый механизм избрания президента.
В создавшихся обстоятельствах у Петра Лучинского гипотетически еще сохраняется шанс распустить парламент, если он со второй попытки (после двух безрезультатных голосований в первой) не сумеет выбрать нового президента. Чтобы этого не случилось, для правых и левых было бы естественным заранее договориться о разделе президентского, премьерского и прочих значимых портфелей.
Ключевой, впрочем, в новых условиях оказывается должность спикера. Премьер же, несмотря на расширение правительственных полномочий, в отсутствие каких-либо иных противовесов, вынужден будет действовать с еще большей оглядкой на парламент, так как тот вправе вынести вотум недоверия кабинету простым большинством голосов. Причем оглядываться ему придется на депутатский корпус, коллективная ответственность которого на практике действительно выглядит достаточно условной.
Кишинев