УГЛЕВОДОРОДЫ шельфа и дна Прикаспия дают молодым прикаспийским государствам редкий шанс для нормальной интеграции в экономическое мировое сообщество. При этом в случае успешной реализации нефтяных проектов в Прикаспии они выходят на международные рынки в качестве полноправного партнера, а не "просителя".
Вот почему в условиях прогнозируемого как минимум до 2005 г. замедления общемировых темпов экономического роста (с 3,3% в 1990-1997 гг. до 1,9% в 1998-2005 гг.), сдерживания мирового спроса на углеводороды и минеральное сырье, повышения налогообложения нефтепродуктов в основных странах-потребителях, развертывания энергосберегающих технологий и норм Юго-Восточной Азии и сужения рынка инвестиций особо актуальными становятся вопросы кооперации, объединения усилий государств региона.
Существует богатый опыт позитивного взаимодействия России и Казахстана, в том числе и на Каспии. И Москва, и Астана выступают за сходную модель определения юридического статуса Каспийского моря. В частности, обе стороны согласны "делить" лишь дно водоема, оставляя водное пространство в общем пользовании для "обеспечения свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды".
Астана обещала ускорить проработку вопроса финансирования проекта увеличения пропускной способности трубопровода Атырау-Самара. Президент России Владимир Путин, в свою очередь, подтвердил ранее утвержденный объем квот по российской трубопроводной системе. Представляется несомненным, что активизация процессов экономического взаимодействия снимет большинство существующих пока проблем во взаимоотношениях нефтегазовых кампаний РФ и РК.
На сегодня стало окончательно ясным стремление западных корпораций, пришедших на Каспий, застолбить за собой наиболее перспективные нефтяные месторождения, ограничившись проведением сравнительно малозатратных подготовительных работ для последующей добычи каспийского нефтегазового сырья и получая прибыль от роста курса акций.
Другой вопрос, отвечает ли подобная стратегия интересам Москвы и Астаны. Думается, что вряд ли. Безусловно, выход на мировой рынок новых огромных нефтяных запасов может привести к значительному падению цен - Россия и Казахстан не входят в ОПЕК. С другой стороны, динамичное освоение ресурсов Каспия, прокладка новых трубопроводных коммуникаций дадут мощный импульс развитию казахстанской и российской экономик.
Но для этого Астане предстоит наладить высокотехнологичное и экологичное производство, привести концессионные договора в соответствие с нормами международного права и интересами республики, добиться консенсуса с другими государствами региона по статусу моря и его общепризнанной делимитации. В решении всех этих проблем Россия может оказать значительную помощь Казахстану - естественно, на взаимовыгодных основах.
В свою очередь, России также необходимо пройти свою часть пути. РФ, несмотря на высокий потенциал нефтегазовых запасов, уже сталкивается с проблемой введения в промышленный оборот новых перспективных месторождений. Прикаспий в этом плане сравним по значимости для российских экономических интересов с Сахалином и Тимано-Печорой. Взаимодействие российского крупного бизнеса с казахстанским на базе совместных проектов на Каспии, создание СП и ФПГ позволит перевести интеграцию экономик двух стран на качественно новый уровень.
Минувшее десятилетие наглядно показало, что без взаимопонимания, доверия, готовности идти на разумные компромиссы рассчитывать на прорыв в третье тысячелетие бессмысленно.
Именно Казахстан и Россия являются теми государствами, чьи исторически обусловленные дружба и сотрудничество должны стать основой для процветания Каспийского региона и в целом Евразии.