Вскоре Узбекистан может стать нефтегазоносным центром региона, при этом он может опередить даже и соседний Казахстан, где добывается более 26 млн. тонн нефти в год. По прогнозам аналитических центров ведущих нефтяных компаний мира, и прежде всего Европы и США, нефтегазовые запасы Узбекистана значительно превышают аналогичные ресурсы всех других республик Центральной Азии вместе взятых. По мнению экспертов этих центров, добыча нефти и газа в Узбекистане значительно экономичнее и эффективнее и требует гораздо меньше затрат, чем в соседних республиках, где основной статьей экспорта являются энергоресурсы. Для оптимизма существуют и экономические предпосылки. Так, за период независимого развития с 1991 по 1999 гг. в Узбекистане достигнуты существенные успехи на пути перехода к рыночным отношениям, в экономической и финансовой стабилизации, ускорились процессы системных и структурных преобразований экономики, банковской системы, предотвращен спад производства, создан институт социальной защиты населения, ускоренными темпами идет процесс развития многоукладной экономики, возникли предпосылки для реализации долгосрочной стратегии инвестирования, в том числе с участием иностранного капитала, особенно в нефтегазовой отрасли.
Узбекистан - единственная страна в СНГ, не допустившая спада темпов добычи нефти и газа. За 1991-1999 гг. добыча жидких углеводородов - нефти и газового конденсата - возросла в 3 раза, составив более 8 млн. тонн в год, добыча газа - в 1,4 раза и достигла в 1999 г. 55,6 млрд. кубических метров, что является самым высоким показателем в Центральной Азии. Узбекистан среди восточноевропейских государств и стран СНГ по разведанным запасам природного газа занимает третье место, по жидким углеводородам - второе место. Общие уже подтвержденные потенциальные ресурсы Узбекистана по нефти составляют более 5,3 млрд. тонн, конденсату - 480 млн. тонн и газу - 5095 млрд. куб. м. В основе такой оптимистической оценки лежат результаты исследования учеными и специалистами геолого-геофизических материалов, полученных в Узбекистане за более чем 100-летний период геологоразведочных работ, добычи нефти и газа.
В Узбекистане открыто 171 месторождение нефти и газа. Из них добыча нефти осуществляется на 51 месторождении, добыча газа на 27 месторождениях и конденсата - на 17 месторождениях. В целом из 171 открытого месторождения добыча углеводородов осуществляется на 73 из них, к промышленному освоению подготовлено 53 месторождения и на 35 осуществляется разведывательная деятельность.
Существующая на сегодняшний день величина прогнозных ресурсов нефти и газа, оцениваемая экспертами в более чем 1 триллион долларов США, наличие подготовленных и выявленных перспективных объектов и "ловушек" (а их более 100) позволяют успешно вести нефтегазопоисковые работы во всех нефтегазоносных регионах Узбекистана.
Наряду с углеводородным потенциалом в стране имеется развитая инфрастурктура, энергетические, водные, людские ресурсы, транспортные пути, разветвленная сеть магистральных газопроводов, действующие мощности переработки нефти, газа и, самое главное, возрастающий спрос на нефтепродукты, производящиеся в Узбекистане, в странах центральноазиатского рынка. В совокупности это дает возможность привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль Узбекистана. В целях повышения эффективности поисковых и разведочных работ, увеличения объемов разведанных запасов углеводородного сырья и создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор экономики Узбекистана президент республики Ислам Каримов 28 апреля этого года подписал указ "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа". Указ направлен на интенсивное проведение поисковых и разведочных работ в Устюртском регионе и других перспективных нефтегазоносных областях республики, широкое привлечение в этих целях прямых иностранных инвестиций является важнейшим приоритетом в развитии нефтегазовой отрасли Узбекистана. Документом установлено, что вновь открытые нефтяные и газовые месторождения в Устюртском регионе могут предоставляться иностранным компаниям, осуществившим геолого-разведочные работы на указанных месторождениях, в разработку на условиях концессий на срок до 25 лет с правом продления срока разработки.
Указом президента Узбекистана иностранным компаниям, привлекаемым для ведения поисковых и разведочных работ на нефть и газ, предоставляется режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий эксклюзивное право на проведение на определенной территории поисковых и разведочных работ с последующей разработкой любого из выявленных на указанной территории месторождений путем создания совместного предприятия или на условиях концессии.
Кроме того, инвесторы получают преимущественное право на предоставление новой территории для продолжения поисковых и разведочных работ в случае невыявления на территориях, оговоренных в контракте на проведение этих работ, ресурсов, имеющих промышленную ценность. Им также дается право собственности и беспрепятственного вывоза предусмотренной учредительными документами совместного предприятия или концессионным договором части добытых углеводородов, а также продуктов их переработки на толлинговой основе.
Государство предоставляет гарантию на возмещение фактических затрат на поисковые и разведочные работы при открытии месторождений, имеющих промышленную ценность, в случаях передачи их для дальнейшей разработки Национальной холдинговой компании (НХК) "Узбекнефтегаз".
Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплат всех видов налогов, отчислений и платежей, действующих на территории Узбекистана, на период проведения геологоразведочных работ, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ.
Указом определено, что общая продолжительность поисковых и разведочных работ, проводимых на эксклюзивной основе иностранными компаниями на оговоренных территориях, не может превышать 5 лет. В случае выявления площадей, представляющих интерес для дальнейшего проведения геологоразведочных работ, иностранным компаниям предоставляется возможность продолжения работ в пределах этих площадей сроком еще до 3 лет.
Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 7 лет с начала добычи нефти и газа. По истечении указанного срока ставка налога на прибыль указанных предприятий устанавливается в размере 50% от действующей ставки. Эти СП также освобождаются от уплаты налога на имущество и на доходы иностранных участников от долевого участия в совместных предприятиях и обязательной продажи части валютной выручки от реализации продукции, полученной в результате деятельности по добыче и переработке нефти и газа, на период возмещения вложенного капитала на поисковые и разведочные работы.
На НХК "Узбекнефтегаз" возложены функции уполномоченного органа по регулированию нефтегазовой деятельности (поиск, разведка, добыча нефти и газа) на территории Республики Узбекистан и государственного управления концессионными отношениями в нефтегазовой отрасли с правом по решению кабинета министров заключения контрактов на ведение нефтегазовой деятельности, осуществления контроля за их реализацией и соблюдением установленных законодательством и контрактами условий деятельности, а также выдачи специальных разрешений (лицензий) на поиск и разведку месторождений углеводородов, добычу нефти и газа.
Кроме того, НХК "Узбекнефтегаз" поручено разработать и внести в установленном порядке на утверждение в кабинет министров республики программу геологоразведочных работ на период 2000-2005 гг.
"Узбекнефтегаз" уже разработала инвестиционные проекты по 16 блокам нефтегазоносных регионов Узбекистана для рассмотрения и принятия решений потенциальными инвесторами по совместной реализации проектов на взаимовыгодной основе. Эти блоки выделены в наиболее перспективных частях нефтегазоносных регионов республики.
В целях снижения риска потенциальных инвесторов в эти блоки включены уже открытые месторождения нефти и газа для ввода их в эксплуатацию. Границы предполагаемых блоков являются условными, и по предложениям инвесторов они могут быть изменены. Наряду с этим, если инвестор предложит другой участок, не входящий в состав предлагаемых проектов, то компания "Узбекнефтегаз" готова предоставить инвестору выбранный им же участок для ведения геологоразведочных работ на нефть и газ.
Потенциальный инвестор может вести геологоразведочные работы на любой площади Узбекистана в комбинации с вводом в эксплуатацию выбранного им месторождения из числа подготовленных к промышленному освоению. Таким образом, вся территория Узбекистана, включая Устюртский регион, сегодня открыта потенциальным инвесторам для ведения геологоразведочных работ по нефти и газу.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что, во-первых, указ президента Узбекистана "О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа" является надежным гарантом для иностранных компаний и должен явиться стимулятором для потока в нефтегазовую отрасль Узбекистана иностранных инвестиций. Во-вторых, для реализации данного указа в Узбекистане имеется соответствующий нефтегазовый потенциал. В-третьих, политика "открытых дверей" Узбекистана должна ускорить процесс принятия решений со стороны потенциальных инвесторов, заинтересованных делать бизнес в Узбекистане в наиболее благоприятных инвестиционных условиях. Таким образом, данный указ президента Узбекистана в сочетании с потенциалом нефтегазоносности недр этой страны дает уникальные возможности для вложения инвестиций в нефтегазовую отрасль республики.