0
852
Газета СНГ Интернет-версия

07.07.2000 00:00:00

Грузия под прессом МВФ

Тэги: Грузия, МВФ


- НЕСКОЛЬКО лет подряд вы официально признаетесь лучшим предпринимателем Грузии, но у вас сложились не самые гладкие отношения с властными структурами. В чем же дело?

- В Грузии можно выпускать очень много различных видов высококачественной продукции, которая успешно конкурировала бы с импортируемой. К сожалению, ориентация наших законодателей, нашего правительства на импорт довела Грузию до плачевного состояния. Абсолютно все констатируют, что единственный путь выхода из кризиса состоит в том, чтобы включить "зеленый свет" для местных товаропроизводителей. Об этом с трибуны говорят все: и президент, и законодатели, и правительственные чиновники высокого ранга. Но на самом деле пока все делается для того, чтобы отдельные коррумпированные группы импортеров, которые контрабандным путем завалили наш рынок низкопробной, но в некоторых случаях хорошо оформленной продукцией, "убивали" целые отрасли промышленности в Грузии.

Мы способны производить очень высокого качества вина и самые разные спиртные напитки, консервы, продукцию легкой промышленности, машиностроения... Для этого есть мощности и все необходимое, но, к сожалению, нашим местным товаропроизводителям очень трудно бороться с контрабандой. Непомерно высокие налоговые ставки при нормальном ведении бизнеса не оставляют нам, местным предпринимателям, шансов на нашем же рынке. Производители пива в стране начиная с 1995 года очень упорно боролись за освоение своего собственного рынка. У нас были сложные отношения с нашими законодателями, которые непомерно повышали всякие налоги на пиво местного производства. Но в этой борьбе нам как-то удалось выжить, и сейчас наш рынок практически на 90% контролируют грузинские пивоваренные заводы.

Как законодатель должен сказать, что фракция предпринимателей уже третий месяц как внесла законопроект об изменении некоторых налоговых ставок. Предлагаемый закон даст возможность местным бизнесменам, промышленникам начать восстанавливать почти вымершие отрасли производства. Это - консервная промышленность, легкая и т.д. Но уже третий месяц этот законопроект хранится в канцелярии парламента, и мы никак не можем добиться его обсуждения на парламентской сессии. Я понимаю, чем это вызвано. Буквально неделю назад у нас была встреча с представителями Международного валютного фонда. Состоялся очень нелицеприятный разговор, и, как мы понимаем, эмиссары валютного фонда категорически выступают против либерализации некоторых налогов. У нас очень высоки социальные налоги, а также налоги на добавленную стоимость. После этой встречи стало уже совсем ясно, почему наши законодатели препятствуют нашей налоговой либерализации, хотя, когда мы встречаемся отдельно с министрами, экономистами, парламентскими и прочими специалистами, они все с нами соглашаются, выражая уверенность в нашей правоте. Но тот пресс, то давление, которое МВФ практикует уже шестой год и фактически руководит нашей экономикой, невозможность нам принимать совместные оптимальные, учитывающие местные реалии решения.

- Я знаю, что вы выразили свое недовольство в беседе с представителями МВФ, как же была воспринята критика?

- Мы поставили вопрос прямо: берете ли вы на себя хотя бы часть ответственности за то, что в Грузии произошло за последние шесть лет? (Видимо, они не привыкли к резким лобовым вопросам, как и к соответствующему тону.) Все эти годы мы жили по их рекомендациям, о чем мы им напомнили, как и о том, что они действовали в одной упряжке с нашими коррумпированными чиновниками, то есть работали вместе. Они категорически отвергли наше мнение и заявили, что виновато грузинское правительство. Мы ответили, что именно эмиссары МВФ руководили процессом, а теперь избегают ответственности. Я спросил посланца валютного фонда, могут ли они назвать хотя бы одну страну, где добились бы позитивных результатов. Это было воспринято как оскорбление. Наша беседа приняла очень острый характер, чего они не ожидали. В конце концом им сказали про наш законопроект о налоговых изменениях и спросили, поддерживают ли они его.

И услышали в ответ, что у Грузии тяжелое финансовое положение, бюджет испытывает большие затруднения и поэтому не может быть получено согласие со стороны МВФ на либерализацию части налогов. Но от того, что налоги останутся высокими, разве бюджету станет легче? Они же прекрасно понимают, что бюджет будущего года окажется еще в более тяжелом состоянии. Государственному бюджету 2000 года не поможет уже ни либерализация, ни усиление фискальной политики, и поэтому он выполнен не будет. Мы им это, конечно, объяснили и обратились с предложением, чтобы хотя бы с 2001 года начали действовать либеральные тарифы. Мы не хотим, чтобы облегченные налоговые ставки были введены с нынешнего года, так как потом на нас будут валить, что, мол, эти рекомендации себя не оправдали. Здесь проблема в следующем: чтобы спланировать нормальный бюджет на 2001 год, мы предлагаем внести все изменения с расчетом, чтобы задействовать их именно с будущего года. Тем более, что российские законодатели уже решились на аналогичный шаг. Они пошли на либерализацию налогов, и уже явно ощущается насколько резко усилились темпы развития российской экономики. Вместе с тем мы реально представляем себе, что поднять грузинскую экономику без теснейших связей с Россией будет почти невозможно.

- Как вы могли бы поподробней объяснить это?

- Несколько десятков лет мы практически ориентировались на российский рынок, на существовавшие в то время потребности и стандарты. Сегодня грузинская промышленность выходит на новые стандарты, гораздо более высокие, чем прежде. Для нас именно в российском рынке состоит своего рода спасение. Есть у нас и большие возможности, опять же при определенном содействии и наших властей, и российских, чтобы наладить торгово-экономические связи на взаимовыгодной основе. Некоторые из наших вин, минеральные воды, консервированная продукция и многое другое могли бы иметь очень хороший спрос. Утверждаю не голословно, а уверен в этом как бизнесмен, имеющий в России давних деловых партнеров. Терять такой рынок нельзя, пагубно для нашей экономики.

Хотя некоторые наши деятели, пришедшие в политику на волне антироссийской пропаганды, категорически отвергают экономические контакты с Россией и почему-то ориентируются на Запад. Трудно себе представить промышленника, который, потеряв собственный рынок, начнет планировать свой бизнес таким образом, чтобы сразу вывести его на западный рынок, где все переполнено. Найти хотя бы маленький уголок, хоть какой-то сегмент на мировом рынке очень непросто. А мы очень непродуманно занимаемся формированием межправительственных взаимоотношений. Некоторые деятели далеки от экономики и не понимают ее. Вместо того, чтобы помочь хотя бы частично исправить создавшееся положение в экономике, постараться использовать рынок СНГ, они занимаются не поймешь чем. Эти новоявленные политики находятся, к сожалению, везде: и в правящей партии, и в оппозиции. Грузинские товаропроизводители, мыслящие прагматично, помнят замечательные отношения с Россией, а у нас там масса друзей и сейчас, много компаньонов. Я в пивном производстве уже 27 лет, и друзей и коллег у меня уйма не только в России, но и в других бывших союзных республиках. Отношения у нас и тесные, и доброжелательные, а сейчас дело идет к тому, чтобы на пространстве СНГ создать зону свободной торговли, где не будет места таможенным барьерам. Мы только поддерживаем это. Мы сейчас продаем наше пиво и в России, и странах Средней Азии и Южного Кавказа. Выходим и на европейский рынок, но это очень сложно.

- Что даст реально закон, предлагаемый вашей фракцией?

- Мы прекрасно понимаем, что законопослушный налогоплательщик - фигура необходимая, и платить налоги следует. Но исходя из реалий, когда местный производитель не в состоянии конкурировать с контрабандным импортом, у него производство останавливается. Он платит все налоги, а обычный контрабандист находит пути, чтобы эти налоги не платить. Все знают, что у нас на таможне порядка нет, объясняя таможенной "неорганизованностью" все наши беды. Однако есть ли воля, чтобы изменить положение? За контрабандными группами стоят высокопоставленные чиновники, и за каждым видом товаров - будут ли это мясопродукты, молочные продукты или предметы и товары легкой промышленности, импорт ли нефтепродуктов и сигарет - люди, которым невыгодно терять свой бизнес. Ведь гораздо проще взять кредит в банке и завезти продукцию, реализовать и быстро получить прибыль, чем встать на путь организации производства. Кредитные ставки очень высоки в Грузии - это как минимум 24% в год. Для промышленника, который идет на организацию и модернизацию своего предприятия, это очень высокий налог. Законы, которые мы принимаем под давлением МВФ, Всемирного банка, следует пересматривать, это совершенно очевидно. Их стратегия прозрачна и лежит на поверхности. Для них Грузия - это пусть небольшой, но все-таки новый рынок сбыта продукции. Страна транзитная, где можно не только прокладывать нефтепровод, но и завозить свои товары. И они прямо нам говорят: "Промышленность у вас бесперспективная". Но почему? У нас есть целые отрасли промышленности с местным сырьем, причем уникальным. Мы завозим цитрусовые соки, а свои мандарины у нас гниют. А яблоки наши не годятся? А овощи? Ведь наша консервная промышленность давала почти 10% от всего валового дохода. Значит, надо поднимать отрасли промышленности, которые базируются на местном сырье, а вместо этого предпочтение отдается "халявным" способам. "Проимпортная" политика, проводимая в стране МВФ совместно с нашим правительством, и довела страну до такого состояния. Если сейчас не принять радикальные меры, сейчас же не переориентировать нашу экономику на местное производство, у нас будет создаваться очень незавидное положение. Внешние долги выплачивать мы не в состоянии, то же самое с пенсиями и зарплатами...

Мы создали партию "Предпринимательство спасет Грузию" и через шесть месяцев прошли в парламент. Причем оказались третьей партией, представленной в законодательном органе, - помимо правящей "Союза граждан" и основной оппозиционной в лице "Союза возрождения". Сторонников у нас много. Это и фермеры, и рабочие, и учителя, врачи, служащие бюджетных организаций, полицейские и т.д. Все они ждут денег месяцами. Государство сталкивается с проблемой выплаты 15-20 долларов в месяц при прожиточном минимуме в 60-70 долларов. Крайне нежелательные масштабы приняла безработица. За этим кроется еще что-то, появятся другие серьезные проблемы.

- Но в парламенте у вас почему-то нет поддержки.

- Там абсолютное большинство мест у правящей партии, и любые законодательные инициативы проваливаются. Причины те же. И в правящей фракции есть трезвомыслящие политики, но пресс МВФ сказывается. Их ориентация на Запад, США не дает им возможности высказываться честно и со всей прямотой. Многие их программы поддерживает МВФ, многие "повязаны" - так я вижу. Хотя уверен, лидеры парламентского большинства понимают, что выход из тупика находится в другом направлении. Усиление фискальной политики нам уже вряд ли поможет. Посчитано и доказано, что если мы даже будем иметь идеальную таможню и налоговую систему, то и в этом случае наш плачевный бюджет возрастет лишь на 80%. Иначе говоря, если сегодня доходную часть бюджета реально составляют всего 350-400 млн. долларов, то при всех стараниях эта доходная часть в лучшем случае составит 700 или 800 миллионов. Но это не решит наших проблем.

Я все время чувствую, что, с одной стороны, президент Шеварднадзе не хочет терять контакты с МВФ, потому что они опять что-то обещают, хотя уже полтора года ничем не помогают. С другой стороны, он видит необходимость реформ. Я уверен, что Эдуард Шеварднадзе здравомыслящий человек и опытный политик, и он видит, где на самом деле выход из создавшегося положения.

Тбилиси



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
710
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
677
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
592
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
641

Другие новости