ТУРКМЕНСКИЙ президент в отличие от своего узбекского коллеги не стал участвовать в качестве наблюдателя проходившего в Душанбе саммита глав государств так называемой Шанхайской пятерки. Причина известна: нейтральный статус Туркменистана позволяет руководству страны дистанцироваться от разного рода альянсов и "клубов по интересам", участие в которых может повлечь принятие на себя коллективных обязательств, плохо совмещаемых с принципом невмешательства в дела других государств. Все, что связано с нейтралитетом, для Туркмении сейчас особенно важно. И минувшие годы независимости показали, что такая позиция имеет право на существование.
Симптоматично, что прибывший в Ашхабад прямо из Душанбе председатель КНР явно не скрывал своего удовлетворения относительно того, что говорить ему здесь пришлось о вещах, куда более приятных, чем угрозы терроризма и экстремизма. Конечно же, Туркмению тоже волнуют эти вопросы, но страна предпочитает решать их самостоятельно и с помощью нейтралитета. Главное внимание на переговорах руководителей двух стран уделялось экономическому взаимодействию.
Знакомые друг с другом еще с визита восьмилетней давности Ниязова в Пекин собеседники постарались подвести некоторые итоги развития двусторонних связей именно за этот период. Они отдали должное нарастающей динамике товарооборота, достигшего в прошлом году 20 млн. долл., а также хорошему взаимодействию в нефтегазовом комплексе. Специалисты из КНР давно работают над восстановлением нефтяных скважин в Туркменистане, а местные нефтяники широко используют не только китайские технологии, но и закупают все больше техники и оборудования именно в этой стране.
В то же время Сапармурат Ниязов и Цзян Цзэминь перечислили немало отраслей и сфер, где, по их мнению, сотрудничество сторон могло бы быть гораздо более интенсивным. Прежде всего речь идет о разведке и добыче углеводородного сырья. В свое время Туркменистан предлагал России в лице "Газпрома" полный карт-бланш на проведение геологоразведочных работ и добычу газа и нефти в зоне правобережья Амударьи. Россияне этим предложением в силу разных причин не воспользовались. И вот сегодня на перспективных нефте- и газоносных площадях с успехом работают китайские специалисты. Разумеется, в этой связи два лидера не могли не обсудить перспективы прокладки из Амударьинского бассейна газопровода Туркменистан - Китай - Япония. Кстати, к данному проекту, давно разрабатываемому туркменскими специалистами, большой интерес проявляют солидные японские корпорации.
Чтобы еще больше укрепить свое экономическое присутствие в Туркмении, китайское правительство решило выделить Ашхабаду льготный кредит на 100 млн. юаней (55,5 млн. долл.). Соглашение о предоставлении кредита было подписано по итогам вчерашних ашхабадских переговоров. Предполагается, что полученные средства будут использованы на закупку в Китае нефтяного и газового оборудования.
Нынешний визит в Ашхабад председателя КНР был первым официальным посещением Туркмении главой Китая. В то же время Сапармурат Ниязов уже успел дважды нанести визиты в Китайскую Народную Республику и потому встречал гостя как старого друга. По заведенной Туркменбаши традиции особо почетным гостям он дарит чистокровных ахалтекинских коней, порода которых считается самой древней в культурном коневодстве. Цзян Цзэминя ждал именно такой уникальный дар. Расчувствовавшись, высокий гость произнес немало комплиментов как в адрес туркменского народа, вырастившего подобных чудо-скакунов, так и в адрес самого Туркменбаши, высоко оценив его заслуги в достижении нейтралитета. По словам Цзян Цзэминя, "у наших государств много общего - мы придерживаемся принципа: самостоятельно определять путь развития, не копируя чужие модели, и наряду с поэтапными экономическими реформами большое внимание уделяем сфере духовной культуры".
Руководитель Китая также дал высокую оценку внешнеполитическому курсу Туркменистана и, в частности, особо отметил усилия Ашхабада по налаживанию процесса внутриафганского урегулирования. В свою очередь, Сапармурат Ниязов поблагодарил гостя за поддержку туркменского нейтралитета и экономическое содействие.
Ашхабад