Цзян Цзэминь и Владимир Путин были главными действующими лицами на встрече в Душанбе.
Фото ИТАР-ТАСС
"ТЕРРОРИСТОВ мало разбить, их нужно обезоружить идейно. Нельзя давать им прикрываться лозунгами бойцов за веру", - сказал вчера президент России Владимир Путин на пятом саммите "шанхайской пятерки" в Душанбе. За час до этого Путин на встрече с командующими 201-й российской дивизии в Таджикистане и командующим погрангруппы РФ заявил, что сейчас главное - это создание российской военной базы и укрепление военного присутствия России в Таджикистане. В документах встречи угроза региону была обозначена четко: это Афганистан. Гость душанбинской встречи президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении сказал, что "пока в Афганистане продолжается военное противостояние, воспроизводящее новые поколения террористов, боевиков, мы не можем быть застрахованы от агрессивных устремлений, ползучей экспансии терроризма и регионального экстремизма". Еще пару лет назад российское военное присутствие в Таджикистане Ташкенту не нравилось. Недавно это отношение изменилось, и вслед за тем изменилась обстановка в регионе.
Путин отметил, что присутствие в Душанбе Каримова - "важнейший шаг в укреплении стабильности в Центральной Азии". Президент России вообще уделял много личного внимания узбекскому коллеге, беседовал с ним по пути с узкой встречи руководителей стран на расширенное заседание, стоял с ним рядом на заключительной пресс-конференции. На ней Каримов, кстати, подчеркнул, что Узбекистан "занимает центральное место в Центральной Азии" и без него проблем региона не решить. Он предложил переименовать "шанхайскую пятерку" в "шанхайский саммит". Однако, по предложению хозяина саммита президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, встречи теперь будут называться "шанхайским форумом". Кроме того, обращаясь к председателю КНР, Каримов назвал Китай и Россию двумя великими державами региона и еще раз подчеркнул важную роль Узбекистана. Он предложил на предстоящем в сентябре саммите тысячелетия в Шанхае России и Китаю, как членам Совета Безопасности ООН, выступить с инициативой создания единого антитеррористического центра. Секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов очень высоко оценил это предложение Каримова. Пока же "пятерка" договорилась о создании регионального антитеррористического центра со штаб-квартирой в Бишкеке. К следующему саммиту "пятерка" договорилась отработать проекты международных правовых норм по борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. В 1996 году на первом саммите в Шанхае было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в регионе общих гра-ниц России, Казахстана, Киргизии, Китая и Таджикистана.
Затем сотрудничество углублялось, охватив вопросы борьбы с этносипаратизмом, международным терроризмом, преступностью и региональным экстремизмом. "Пятерка" заявляла о своей открытости и намекала на желание стать серьезным международным клубом далеко не регионального значения. До душанбинского саммита этого не происходило. После встречи "пять" плюс Каримов ситуация стала иной. Руководители всех стран "пятерки" подчеркивали, что теперь эта организация будет оказывать серьезное влияние не только в регионе, но и в мире. В подтверждение этих слов Владимир Путин заявил, что разделяет озабоченность председателя КНР Цзян Цзэминя относительно возможности создания локальной системы ПРО с включением Тайваня, поскольку это может внести дестабилизацию ситуации в мире. В итоге в принятой "душанбинской декларации", подписанной пятью главами государств, заявлено о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств "под предлогом гуманитарной интервенции и защиты прав человека". Так, поддержаны действия России в Чечне и заявлена поддержка позиции Китая, выступающего против плана включения Тайваня в систему ПРО ТВД. Кстати, безопасность самой таджикской встречи обеспечивали около 6 тысяч представителей силовых структур Таджикистана и воинов 201-й российской мотострелковой дивизии.
Между тем с понедельника в Душанбе проходит официальный визит председателя КНР Цзян Цзэминя. С президентом Таджикистана он обсуждал вопросы безопасности в регионе и вопросы экономического сотрудничества. Между Пекином и Душанбе был подписан договор о границе, о правовом сотрудничестве и декларация о ситуации в регионе. В декларации стороны выразили озабоченность ситуацией в Афганистане и заявили об общих интересах в борьбе против сепаратизма и исламского фундаментализма. Для Таджикистана сотрудничество с Китаем - это признание значимости страны в этом регионе. Для Китая - лишний козырь в борьбе с сепаратистами на северо-западе, в Синцзянь-Уйгурском автономном районе, где проживают уйгуры-мусульмане. Уйгурские сепаратисты проходят подготовку в лагерях талибов в Афганистане, перевозят оттуда оружие и идею создания Пантуранского государства фундаменталистской исламской ориентации. За моральную поддержку Китай щедро расплачивается. Цзян Цзэминь подарил Душанбе 32 автобуса и пообещал продовольственную гуманитарную помощь в связи с засухой в Таджикистане. Впрочем, в дальнейшем между Китаем и Таджикистаном намечается серьезное экономическое сотрудничество. Китай собирается строить новые транспортные магистрали в обход Афганистана для развития своих довольно бедных северо-западных регионов. Это очень устраивает Таджикистан, где в ударном порядке уже была построена недавно автомобильная дорога Душанбе-Курган-Тюбе-Куляб. До границы с Китаем нужно достроить несколько десятков километров. В этой же транспортной магистрали заинтересована и Россия. И эти вопросы будут обсуждаться на следующей встрече в Шанхае.
Душанбе