Место гибели русского отряда в 1878 году. Фото автора |
ВТОРАЯ половина XIX века. Русская экспансия в Среднюю Азию... С каких позиций ее ни оценивай, нельзя отрицать великую цивилизаторскую миссию северного соседа. Вслед за солдатами пришли в будущие республики Средней Азии учителя и врачи, промышленники и купцы. Они учили, лечили, закладывали основы промышленности и товарного сельского хозяйства. Они уважали местные традиции и обычаи, не посягали на религиозные устои и оставили после себя добрую память, люди помнят бескорыстие, благородство, непритязательность первых российских подвижников.
Прошло чуть больше столетия, и Россия дала возможность Узбекистану и его соседям войти в мировое сообщество молодых государств с высоким интеллектуальным и промышленным потенциалом.
Обо всем этом мы долго беседовали с узбекским краеведом Миассаром Хасановичем Урмановым.
- Я хотел бы затронуть тему памяти, а точнее, памятников. Очень многие из нынешних достижений Узбекистана прямо связаны с трудом российских сподвижников, теми, кто прибыл в эти края в конце XIX - начале XX века,- сказал он.
Они покоятся в нашей земле, но больно смотреть сейчас на исторические кладбища, заросшие буйной травой и бурьяном. Пройдет еще десяток-другой лет и исчезнут с лица Земли могильные камни и кресты с именами тех, кто принес в эти края цивилизацию и высочайшую культуру.
Приведу конкретный пример. В память взятия Ташкента русскими войсками возле могилы погибших солдат была возведена часовня с мемориальной доской с именами всех 64 солдат. Обветшала часовенка, заросла грязью, стоит совершенно пустая, всеми забытая, в том числе и русскими узбекистанцами. Это касается времен и советских, и нынешних. Никому в голову не приходит не то чтобы восстановить, а попросту привести ее в относительный порядок.
Запущен и памятник около селения Сарыкуль, построенный в 1913 году на могиле чинов Джамского отряда, который готовился к походу в Индию в 1878 году.
Совершим небольшой экскурс в историю. Итак, 1878 год. За тридцать с небольшим лет, считая от возведения генералом Обручевым укрепления Раим в устье Сырдарьи в 1847 году, русские войска заняли практически всю Среднюю Азию.
Военные успехи России имели определенный резонанс во всем мире. Особую озабоченность быстрым продвижением русских войск проявляла Англия, видя в этом непосредственную угрозу своему колониальному владению, Индии, которую отделял теперь от России только Афганистан. В правительственных кругах многих стран Европы также считали, что после покорения Средней Азии Россия будет продвигаться дальше, в Индию. Эту же версию приводил в своих высказываниях известный востоковед, публицист и путешественник Вамбери. В русских военных кругах индийский поход рассматривали как ответный шаг за поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов, в которой Англия играла руководящую роль.
Упоминание о подготовке русских войск к походу в Индию имеется в записках известного художника-баталиста Верещагина, участвовавшего в 1867-1868 годах в военных действиях туркестанских отрядов в Средней Азии.
И действительно, туркестанским войскам России, по тому времени хорошо вооруженным, отличавшимся высокими боевыми качествами и дисциплиной, имевшим необходимый опыт ведения боевых действий в условиях гор и пустынь Средней Азии и акклиматизировавшимся здесь, не составляло бы большого труда пройти через Афганистан и войти в северо-западную Индию, угрожая английским колониальным владениям, отделенным от метрополии большими морскими пространствами.
Непрерывно возрастающие политические разногласия в отношениях между Англией и Россией привели в 1878 году к решению российского правительства о создании военных колонн для походов в Индию. Трудно сказать, насколько серьезным было намерение России. Возможно, это был только демарш с целью запугать и остепенить Англию. В частности, в шифрованной телеграмме российского военного министра Милютина туркестанскому генерал-губернатору Кауфману сообщалось: "Вообще цель действия наших отрядов - прикрытие наших пределов и демонстрация". Но высочайшее повеление императора Александра II о подготовке военных отрядов для похода в Индию было отдано, и Кауфман незамедлительно приступил к его исполнению. Приказом по Туркестанскому военному округу предусматривалось формирование трех отрядов: главного - в Самарканде (начальник генерал-майор Троцкий), Ферганского - в Маргелане (начальник генерал-майор Абрамов), Амударьинского - в Петро-Александровске, ныне г. Казалинск (начальник полковник Гротенгельм). Главный отряд должен был идти из Самарканда к месту дислокации у селений Джам, Ибрагимата и Сарыкуль с переходом в дальнейшем в Чарджуй, куда должен был перебазироваться также Амударьинский отряд для совместного движения далее в Афганистан. Ферганскому отряду предстояло пройти через селение Вуадыль и перевалы Алайского хребта в долину реки Кызыслу, в Каратегин и далее в Афганистан. Кроме упомянутых туркестанских отрядов, формировался еще один - Красноводский, путь следования которого не совсем ясен (по-видимому, через Иран).
Подготовка отрядов проводилась тщательно и в спешном порядке с учетом необходимого вооружения, транспортных средств, продуктов питания, амуниции и т.п. Только в Чарджуе было намечено сосредоточить войска в количестве 54 рот пехоты, 22 сотен казаков, 6 полевых батарей (44 орудий), а также мортирные батареи.
К 5 июля в районе селения Джам были сосредоточены все отряды, в том числе и Ферганский, для которого оказался невозможным переход через перевалы Алайского хребта, заваленные снегом. Началась подготовка к перебазированию колонн в Чарджуй, но ситуация неожиданно изменилась. Кауфманом 9 июля была получена телеграмма военного министра Милютина: "По изменившимся политическим обстоятельствам предполагающееся движение отрядов Туркестанского и Красноводского, вероятно, будет отменено и вскоре последует высочайшее повеление о роспуске этих отрядов". Однако телеграмма эта ничего изменить не могла. Повальная эпидемия холеры уже свирепствовала в районе расположения отрядов, унося жизни солдат и офицеров. Потеряв значительную часть своего состава, дислоцированные в районе Джама отряды утратили свое боевое значение. Так печально завершилась история Джамского отряда, предназначенного для похода в Индию.
По цензурным соображениям это происшествие очень скудно освещалось в печати. Не приводилось никаких данных о причинах эпидемии, о количестве погибших и заболевших. Даже в капитальном трехтомном труде военного историка, генерал-лейтенанта М.Д. Терентьева "История завоевания Средней Азии", изданном в 1906 году, ничего не сказано о числе погибших. Место захоронения чинов Джамского отряда было известно немногим, и только через 35 лет, в 1913 - юбилейном году Дома Романовых, на братской могиле Джамского отряда был сооружен памятник.
И по сей день остается тайной, была ли это обычная вспышка холеры, характерная для многих районов Туркестана того времени, или это была диверсия английских лазутчиков, заразивших холерными бациллами водные источники в районе дислокации Джамского отряда. Но характерен следующих факт: холера свирепствовала только на территории размещения военных колонн Джамского отряда и нигде за ее пределами, - закончил свой рассказ Миассар Хасанович.
В свое время большевики снесли часть исторических памятников, поставленных в честь русских военачальников. Так боролись с "наследием царизма". Но, увы, эстафету забвения прошлого подхватили и в независимом Узбекистане. Здесь в спешном порядке было снесено большинство памятников, так или иначе напоминавших о жизни этой республики в составе бывшего Союза.
В нашей "бывшей" совместной жизни немало светлых страниц. И в будущее соседи шагают вместе. Не стоит забывать об этом ни русским, ни узбекам.
Ташкент