СОСТОЯВШИЙСЯ в Москве саммит президентов стран СНГ "может оказаться во многом переломным для этой организации", считает президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Это объясняется "принятыми конкретными решениями" и теми "серьезными переменами, которые уже ощущаются в позиции самой России по отношению к Содружеству". Руководитель Грузии с видимым удовлетворением отметил, что новый президент России "быстро сориентировался в создавшейся обстановке и уже сделал несколько серьезных шагов на пути к оздоровлению создавшейся в СНГ атмосферы". Это тем более важно, что будущее этой организации "полностью зависит от того, насколько она сможет стать важным фактором, способствующим стабильности и суверенности входящих в нее государств". И судя по дальнейшим оценкам, высказанным на нынешней неделе, Шеварднадзе давно не был столь обнадежен и ободрен результатами саммита и содержанием встречи с высшим российским руководством. В частности, заявление Владимира Путина и принятые им по ряду направлений решения убедили грузинского лидера, что "главой соседней и дружественной России стал мыслящий и уравновешенный прагматичный политик, который превосходно понимает интересы своей страны, осознает интересы соседей и знает при этом, что политика - не только "искусство возможного", но и "искусство совмещения интересов". Более всего Шеварднадзе доволен принятым в ходе беседы с Путиным решением о встрече в ближайшие дни министров финансов двух стран, чтобы обсудить и урегулировать проблему дальнейшей реструктуризации долгов. "Всем понятно, насколько велика конкретная нагрузка этого вопроса для нашей страны в нынешних условиях", - заявил он.
Общая задолженность Грузии по государственным кредитам, предоставленным РФ, составляет 179,27 млн. долл. Эта задолженность была деструктурирована в соответствии с межправительственным соглашением, подписанным в январе 1997 г.
В соответствии с условиями соглашения Грузия начиная с 2000 г. должна приступить к погашению основного долга в сумме 22,41 млн. долл. ежегодно. Первый платеж в сумме 5,6 млн., который надлежит осуществить не позднее 20 февраля этого года, как сказано в письме замминистра финансов РФ, "до настоящего времени грузинской стороной не произведен". Минфин РФ просит обратить внимание на то обстоятельство, что в случае если грузинская сторона не осуществляет какой-либо платеж на протяжении 30 банковских дней после наступления срока платежа, все отсроченные суммы становятся срочными и должны быть незамедлительно уплачены. "Вместе с тем, понимая серьезные кредитные последствия для грузинской стороны в случае принятия вышеуказанной вынужденной меры, российская сторона все еще допускает возможность урегулирования проблемы, не прибегая к объявлению кросс-дефолта Грузии, путем незамедлительного погашения просроченной задолженности грузинской стороной" - сказано в письме. О серьезных кредитных последствиях можно получить достаточно ясное представление, если иметь в виду, что общая сумма долга примерно соответствует дефициту доходной части госбюджета Грузии. Проблему долга России в Тбилиси рассчитывают решить хотя бы частично за счет обязательств сторон, предусмотренных договором "О правопреемстве в отношении государственного долга и активов Союза ССР". По заявлению финансовых экспертов парламента Грузии, ни один из пунктов этого соглашения выполнен не был. Возможно, что Шеварднадзе и Путин действительно смогут преодолеть все недоразумения и сблизить точки зрения, а вопрос выплаты не станет поводом для давления со стороны России.
Тем временем состоявшийся на днях визит в Тбилиси вице-премьера Ильи Клебанова внес определенную ясность в проблему вывода военных российских баз с территории Грузии. Переговоры двух делегаций президент расценил как продолжение и развитие его диалога с Владимиром Путиным. Российский вице-премьер подтвердил готовность Москвы к выводу 1 июля 2001 г. двух баз в соответствии с документами, подписанными в ходе стамбульского саммита. Клебанов в Тбилиси заявил, что эти соглашения должны, безусловно, выполняться. При встрече Шеварднадзе и российский президент пришли к выводу, что нахождение баз на территории Грузии не означает усиления России и Грузии. Шеварднадзе заявил также, что власти Грузии не допустят, чтобы процесс сокращения вооружений и вывода баз принял такую форму, которая "противоречит традициям исторического добрососедства и дружбы между двумя братскими народами". Он утверждает, что в вопросе вывода баз существует взаимопонимание на всех уровнях начиная с президента России, а переговоры призваны разрешить многие нюансы, о которых "пока рано говорить".
Тбилиси