Одна из главных задач нового объединения российских армян - способствовать укреплению и развитию армяно-российских межгосударственных отношений. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
Надо полагать, что САР, духовно объединяющий более двух миллионов армян - граждан России, при всей своей традиционной и неизменной лояльности к российской власти на протяжении по крайней мере трех веков (за что армян ценили еще русские цари) будет не только "приводным ремнем" для российских лидеров - хотя и эту роль в сегодняшней России, ситуацию в которой всячески раскачивают деструктивные силы, следует считать положительной. Организация и ее лидеры вполне определенно сформулировали собственные задачи и цели, о чем свидетельствует и устав организации. Стратегически они совпадают с интересами как России, так и Армении, а на практике потребуется немало усилий для того, чтобы в соответствии с уставом добиваться, например, конструктивного взаимодействия "с заинтересованными государственными, общественными и предпринимательскими структурами Российской Федерации, Республики Армения и других государств с целью решения проблем национально-культурного развития российских армян". Открывавший съезд заместитель председателя Государственной Думы, Герой Советского Союза Артур Чилингаров так прокомментировал необходимость создания нового объединения по просьбе обозревателя "НГ": "Армяне России честно служат государству Российскому, на территории которого живут веками: для них это родина. Конечно, есть историческая родина - Армения, о которой они никогда не забывают, но на всех участках российской государственной и общественной жизни честно трудятся наши соотечественники. У нас много ученых с мировым именем, военачальников, деятелей культуры, врачей, строителей. Необходимость объединить интеллектуальные усилия армян - граждан России давно назрела: речь идет не об излишней "централизации" (каждая община сохраняет свою самостоятельность), а о том, что в Москве будет работать структура, которая будет не только развивать связи между Россией и Арменией, способствовать сохранению национальной культуры и языка, но и защищать права и интересы армянской диаспоры в российских регионах (а такие проблемы сегодня есть). Наша организация общественная, не политическая, но это не значит, что она не будет решать вопросы другого уровня. Например, армяне поддержали Владимира Путина на президентских выборах, поддерживают политику новой власти, направленную на укрепление российской государственности, - и сами будут способствовать укреплению в России межнационального мира и стабильности".
ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС БИЗНЕС
Все предыдущие неудачи по консолидации армянских (да и других) общин объяснялись тем, что все дело затевали энтузиасты-одиночки, на которых бизнесмены смотрели свысока и издалека. Сегодня пришло время объединить усилия интеллекта, энтузиазма и бизнеса, иначе Союз армян России не сможет в полной мере выполнить весь объем амбициозно заявленных задач - и очень скоро превратится в заурядное сообщество людей, которые от нечего делать встречаются в неком престижном клубе. Однако по настрою делегатов учредительного съезда было видно, что они не позволят себе скатиться в уютное болото.
С интеллектом у армян вроде все всегда было в порядке. Но вот само понятие об "армянском бизнесе" в российском обществе отсутствует. А ведь если бизнес не ставит себе высоких интеллектуальных и духовных задач (далеких от метода "это мое, это мне, это мне, это мне, это опять мне"), то он рискует остаться в зачаточном состоянии и исчезнуть из памяти народной, что для армян при их самолюбии, амбициях и бешеной энергии смерти подобно.
Еще сложнее поставить между бизнесом и интеллектом знак "плюс". Армянская община это пыталась делать неоднократно, но оказалось довольно сложным делом впрячь в одну повозку крутого коня (то бишь бизнесменов) и трепетную лань (то бишь трепетную и рафинированную московскую и санкт-петербургскую интеллигенцию). Интеллигенция и сейчас склонна к романтизму: твердит о том, что идею надо воплощать чистыми руками, как об этом вполне резонно говорил академик Самвел Григорян, и что "в массы" должна идти армянская культура только высокого уровня, как об этом сказал петербургский профессор Карен Юзбашьян. Надо признать, что это не лозунги рафинированной интеллигенции, а единственное условие, при котором Союз армян России может завоевать уважение в российском обществе.
"АРМЯНСКИЙ ДОМ"
Будьте уверены: когда мужчины говорят о Деле (где пахнет большими деньгами и большой политикой), то женщин они туда не подпустят на пушечный выстрел. В этом смысле братья армяне были последовательней, чем российские политики: о женщинах в руководящих органах САР и речи не было, а о прекрасных дамах (красивых женщин было много) вспомнили на фуршете, под звуки скрипки. И это при том, что сами армянские общины создаются по большей мере на энтузиазме женщин. Бог армянских женщин не обидел ни интеллектом, ни энергией, ни властностью (во многих семьях на самом деле при соблюдении внешнего этикета вертят и крутят всеми делами женщины), но вот поди ж ты - раз создан "армянский дом", то, следовательно, главный здесь - мужчина, а женщина существует для украшения его нелегкой жизни и устроения надежного тыла для совершения ежедневных подвигов. Однако все в один голос заявили, что они родили здорового младенца. Но спрашивается: какой нормальный ребенок может вырасти нормальным без матери? Получается что-то вроде коллективной политической безотцовщины. Надо думать, армяне одумаются - и скоро призовут женщин для воспитания "младенца".
АМБИЦИИ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Что армяне народ амбициозный - это знают все, в том числе и они сами: каждый армянин сам для себя и президент, и премьер, и глава клана, и хозяин дома. И потому даже обычный армянин может запросто сказать любому "отцу нации": "А ты кто такой?!"
И на этом армянская солидарность часто заканчивается, хотя в принципе амбиции - нужная вещь, они присущи армянам исторически: когда кажется, что мир переворачивается и ты тонешь в катаклизмах, лучший способ устоять на ногах - это вспомнить о своих амбициях и славной истории предков. Сами армяне иронизируют над своей амбициозностью - и Артур Чилингаров с легкой иронией сказал о значении съезда: "Все армяне великие - и потому собрать их вместе очень трудно, но наконец удалось". Было забавно наблюдать, как члены нового союза уговаривали друг друга оставить амбиции (которые, в сущности, являются двигателем прогресса) и слушаться своего нового президента, которым был избран Ара Абрамян. Судя по отзывам, Абрамян показал себя как умелый организатор и был признан лидером нового сообщества единогласно. Видимо, сказалась его биография - после окончания института он работал в производственном объединении "Нейрон" инженером, затем генеральным директором. С 1993 года Ара Абрамян - президент ЗАО "Согласие", партнерами которого является корпорация "Де Бирс" и другие иностранные фирмы. ЗАО "Согласие" учредило свой издательский дом, что свидетельствует о союзе интеллекта и бизнеса, и президенту Союза армян России следует пожелать одного: терпения. Ибо каждый член этого союза - "штучный товар", а такой товар не терпит ширпотреба.
"СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР" В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
В целом сегодня в большинстве регионов России к армянам как к гражданам России отношение вполне нормальное и доброжелательное, но, перефразируя героя Булгакова, можно сказать, что россиян (особенно из числа губернаторов) испортил миграционный вопрос. Как известно, еще до распада СССР армяне оказались первыми беженцами в общем отечестве, которые, чтобы спастись от геноцида, селились в самых разных регионах России (вплоть до Якутии), затем первую волну беженцев пополнили те, кто спасся после землетрясения в Спитаке, а последние волны миграции из Армении связаны с тяжелым экономическим положением этой республики. Статус многих мигрантов из Армении не определен, и вопрос из чисто бытового становится геополитическим, если всерьез рассматривать Армению как единственного надежного стратегического партнера России на Кавказе: насколько готова Россия в правовом и экономическом плане (разумеется, при финансовой поддержке самой армянской общины) предоставить своим партнерам (конкретным людям, а не государству вообще) относительно благоприятные условия для проживания, пусть даже временного в силу экономических причин, на своей территории? На высоком межгосударственном уровне частенько слышны речи о простых людях, но пока что до них дело не доходит: даже братья белорусы, несмотря на давно "узаконенный" стратегический союз России и Белоруссии, несмотря на декларации и подписанные документы о взаимных социальных гарантиях, вряд ли пользуются реальным равноправием на территории России. Следовательно, России понятие о "стратегическом партнерстве" рано или поздно придется "переводить", условно говоря, с политического макроуровня на человеческий микроуровень.
Пока - в силу экономических причин и отсутствия какой-либо здравой миграционной политики - отношения между "пришлыми" армянами и местными российскими властями часто далеки от нормальных и фактически отданы на откуп участковым или начальникам паспортных столов, которые устанавливают свои законы. И в этом "заслуга" как федеральной, так и местной власти: последняя предпочитает потихоньку "иметь" негласную прибыль от пришельцев, которая само собой минует государственный или местный бюджет, с тем чтобы при случае устроить громкий "патриотический" скандал в связи с "засильем лиц кавказской национальности" (всех без разбору) - и заработать на этом в очередной раз политические очки. Страны дальнего зарубежья, предоставившие армянам законный статус на своей территории, имеют прямую выгоду для бюджета страны от предприимчивой, деловой и активной в финансовом отношении армянской диаспоры. Так не лучше ли и нашим губернаторам и главам местных администраций с толком для своей области и своих граждан использовать финансовый и деловой потенциал армянской общины - вместо того чтобы объявлять ей "священную войну"? Не стоит забывать и о том, что эта неразумная война объявляется (вольно или невольно) христианской конфессии, а уж без этой "войны" вдобавок ко всем своим проблемам, включая Чечню, Россия вполне может обойтись. С другой стороны, и армянский бизнес при должном понимании своего предназначения (а оно ничего общего не имеет с убогой философией Большого Хапка) мог бы стать положительной и влиятельной силой в российском обществе, но пока, к сожалению, нет пока даже такого понятия - "армянский бизнес". Впервые в уставе неправительственной организации говорится о собственной материальной поддержке незащищенных слоев, о создании рабочих мест - и если в российских регионах убедятся в том, что армянская община - не нахлебник, а самодостаточный достойный партнер в решении конкретных социальных вопросов, то и многие "патриотические" скандалы, провоцирующие межнациональные местные разборки, сойдут на нет. Недавно в Совете Федерации по инициативе губернатора Николая Кондратенко было отложено рассмотрение Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Проект Договора, по словам его разработчиков, был подготовлен с учетом аналогичных документов российско-белорусского Союза (см. выше о проблеме "стратегического партнерства"), с тем чтобы подготовить правовую основу для такого же союза с Арменией, но, видимо, не убедил в такой необходимости российских сенаторов. Поэтому делегаты учредительного съезда Союза армян России обратились в Государственную Думу с просьбой вернуться к этому законопроекту, чтобы преодолеть вето Совета Федерации. Безусловно, и аргументы губернатора Кондратенко нуждаются в рассмотрении, поскольку власть на протяжении многих лет совершенно не контролирует миграционные процессы (в Краснодарском крае живут сегодня примерно 800 тысяч армян) и никак не помогает конкретным регионам в решении этих задач, но вряд ли эти временные аргументы можно рассматривать как прагматичную и долгосрочную стратегию России по отношению к своим "стратегическим партнерам". Вообще же это не столько "армянский вопрос", сколько вопрос Большой Политики России по отношению к своим партнерам по СНГ и жителям тех стран, которые были всегда ее историческими союзниками. Определяться в этом отношении нужно: не могут по логике вещей пользоваться одинаковыми правами на территории России и граждане лояльных к ней государств, и жители государств, дрейфующих в НАТО и занимающих последовательно антироссийскую позицию.
ЧТО МОЖЕТ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩИНА
Таким образом, Союзу армян России придется быть коллективным "посредником" между государственными и правительственными структурами, между Центром и регионами (на своем уровне), а в некоторых случаях брать на себя роль публичного коллективного адвоката, если по-другому решить проблему не удается. Организация заявила о себе серьезно, осмыслив новый уровень своего самоопределения в российском обществе. Работа нового национального сообщества может быть поучительным примером и для национальных общин внутри России, и для русских общин за рубежом в ближнем зарубежье, которые топчутся на месте не только из-за давления местных властей или равнодушия России, но еще из-за того, что не могут приплюсовать к интеллекту бизнес, а к бизнесу и интеллекту - солидарность. Именно поэтому, несмотря пока на очень беглый "портрет", пример общероссийской армянской общины может послужить если не поводом для подражания, то уж точно - информацией к размышлению.