ВЧЕРА нижняя и верхняя палаты казахстанского парламента совместно приняли Закон о первом президенте Казахстана. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение парламента в начале июня, и его инициатором и разработчиком выступила Гражданская партия. Первое чтение прошло 22 июня. Документ, как уже писала пресса, наделяет Нурсултана Назарбаева, который стал первым секретарем компартии Казахстана летом 1990 года, а затем, в декабре 1991 года первым президентом страны, после своей возможной отставки правом обращаться к народу страны, к государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам развития казахстанского общества, выступать перед парламентом, на заседаниях правительства, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности, присуждать ежегодно премии мира и прогресса, обращаться к действующему президенту с предложениями по вопросам кадровой политики, введения чрезвычайного и военного положения, применения вооруженных сил республики. Кроме того, в проекте закона предусмотрены гарантии социального обеспечения Нурсултана Назарбаева и членов его семьи после окончания его полномочий через шесть лет. Документ обретет силу в случае его утверждения главой государства.
Само появление законопроекта вызвало в казахстанском обществе неоднозначную реакцию. Большинство комментариев сходятся в том, что он разработан в качестве одного из многочисленных подарков к 60-летию Нурсултана Назарбаева, которое здесь пышно будет отмечаться 6 июля. К этой дате, кстати, приурочена и довольно странная церемония оглашения "реальных запасов казахстанской нефти", которую готовятся провести в нефтяном центре страны Атырау. Присутствовать на этой презентации будет и сам виновник торжества.
Однако существует и иное объяснение возникновения законопроекта о Нурсултане Назарбаеве. Не секрет, что в Астане самым внимательным образом наблюдали за событиями в Москве, происходившими в последние месяцы. Появление преемника Бориса Ельцина и восприятие смены власти в России изучалось окружением президента Назарбаева тщательно и скрупулезно. Это, а также ряд других признаков дали повод местным наблюдателям предположить, что в Казахстане, пусть и в более отдаленной перспективе, но готовится нечто подобное. А в качестве пробного камня - с целью изучить реакцию на такой вариант, "запустили" и данный законопроект.
Что же касается его инициатора - Гражданской партии, то лучшей кандидатуры для этого подобрать было трудно. Партия, созданная и полностью финансируемая иностранными хозяевами крупнейших казахстанских металлургических и горнодобывающих предприятий (которые, в свою очередь, полностью зависят от благосклонности главы государства), считающаяся не только самой богатой, но и самой лояльной по отношению к Нурсултану Назарбаеву, моментально и с готовностью отозвалась на соответствующее предложение из президентского дворца. Но самые жаркие споры разгорелись в стране и относительно преемника первого президента. Сама эта тема считается здесь крамольной и одной из самых опасных. По степени риска оказаться под колпаком у Комитета национальной безопасности участники дискуссий о вероятном втором президенте соотносятся, разве что, со сторонниками главного политического оппонента Назарбаева - бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина. Тем не менее имена преемников все же называются.
Первым в этом чрезвычайно коротком списке, несомненно, стоит Рахат Алиев, муж старшей дочери Нурсултана Назарбаева, возглавляющий ныне департамент КНБ по Алма-Атинской области. Вторым - второй зять президента, муж средней дочери, президент компании "Казтрансойл" Тимур Кулибаев. Соперничество между ними давно уже стало почти легендарным и любые кадровые, крупные коммерческие или политические изменения в республике, как правило, связывают с тем или иным поворотом в борьбе между "кронпринцами". У иных кандидатов стать вторым президентом Казахстана шансов пока почти нет. Называют, правда, акима (главу администрации) Павлодарской области Галымжана Жакиянова, который, судя по его чрезвычайно показному рвению, стремится во что бы то ни стало создать себе имидж "защитника национальных интересов" в борьбе с теми же иностранными инвесторами, даже с помощью громких международных скандалов. Но его желание встать "у руля", если таковое всерьез и имеется, воспринимается здесь почти как анекдот.
Любопытно, что законопроект вызвал повсеместное и единодушное неприятие казахстанской оппозиции. Такого единения противников режима здесь давно не наблюдалось. Пятнадцать политических партий, движений и объединений обратились к парламентариям с посланием, в котором призвали не принимать закон, как позорящий Казахстан и ставящий его в один ряд с варварскими, феодальными странами, в которых никогда не будут принята демократия, международное право и цивилизованные нормы. Кроме того, как отмечают оппозиционеры, этот закон противоречит действующей Конституции и создает в стране предпосылки установления монархии. Особенно примечательно то, что к данному протесту присоединилась даже партия Народный конгресс Казахстана, лидером которой является известный поэт Олжас Сулейменов, в течение последних лет бывший весьма лояльным в отношении к Назарбаеву.
Астана