В МИНУВШЕЕ воскресенье в Тбилиси завершился второй раунд российско-грузинских переговоров по военным вопросам. Обсуждались детали и порядок вывода российских военных баз из Вазиани и Гудауты. Как сообщают военные источники, российская сторона представила проекты план-графиков и финансовых расчетов, связанных с ликвидацией военных баз, а также списки российских военных объектов на территории Грузии. Эти документы еще не утверждены. Поэтому вопрос о сроках вывода в августе на территорию РФ военной техники ГРВЗ остается пока открытым. Также не решен еще и вопрос о суммах компенсаций за транспортные и иные услуги, связанные с вывозом вооружений, поскольку эту проблему необходимо будет урегулировать не только с грузинской стороной, но и с ОБСЕ, которая и дает деньги на ликвидацию российских баз.
Москва также представила проекты договоров о статусе и условиях функционирования российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми, о перспективах сотрудничества в военной сфере. Однако предложения Москвы о сохранении российского присутствия в регионе могут остаться невостребованными. Грузинская сторона намерена в ближайшие годы ликвидировать все российские объекты, что зафиксировано еще в ходе первого раунда переговоров: "Итогом процесса сокращения российских Вооруженных сил в Грузии должно явиться полное освобождение территории Грузии от иностранного военного присутствия".
Между тем, по словам руководителя российской делегации на переговорах вице-премьера РФ Ильи Клебанова, в ближайшее время России и Грузии предстоит достичь договоренности о том, что часть техники, расположенной на этих военных базах, не станет выводиться в РФ, а будет передана миротворческим силам. "Мы считаем, что часть этих вооружений должна остаться в составе находящихся в Грузии миротворческих сил", - отметил в этой связи г-н Клебанов. Данный вопрос должен быть окончательно согласован сторонами в течение июля. При этом, по информации из военных источников, российская сторона предложила включить оставляемую для миротворцев боевую технику в квоту Грузии, определяемую Стамбульскими (1999 г.) соглашениями и Договором по обычным вооружениям в Европе. Тбилиси пока на это не соглашается. Тем не менее, как сообщил вице-премьер, достигнута принципиальная договоренность начать переговоры относительно того, чтобы после вывода российских подразделений с базы в Гудауте последняя трансформировалась в опорный пункт миротворческих сил.
Что же касается российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки, то до 31 декабря нынешнего года Москва и Тбилиси должны договориться о порядке их функционирования. При этом военные источники подчеркивают, что согласно Стамбульским договоренностям речи о выводе из них российских вооружений вестись не будет.
Таким образом, Россия переходит к конкретным шагам, связанным с уменьшением своего военного присутствия на Кавказе. На этом фоне Тбилиси активизирует диалог о военном сотрудничестве с НАТО. Так, 22 июня министр обороны Грузии Давид Тевзадзе и заместитель руководителя оборонного ведомства США Эдвард Уорнер подписали в Тбилиси соглашение о сотрудничестве военных министерств двух стран в 2000 г. Как заявил Эдвард Уорнер на состоявшейся после церемонии подписания документа пресс-конференции, США уделяют большое внимание процессу реформирования грузинской армии, и в этом направлении Грузии будет оказана существенная помощь. По словам Эдварда Уорнера, в течение ближайших лет Вооруженные силы Грузии выйдут на уровень стандартов НАТО, тем более что начальный этап реформирования оборонной сферы страны уже завершен, и понадобится порядка 3-5 лет, чтобы грузинская армия соответствовала натовским стандартам.
В эти же дни в Тбилиси побывала турецкая военная делегация во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Турции генералом армии Хусейном Киврик Оглы. Его визит совпал с поступлением в Грузию безвозмездной помощи турецкого правительства грузинской армии. Военное обмундирование, 11 легковых автомобилей и 60 т топлива на общую сумму 1,4 млн. долл. получено на сей раз грузинской армией из Анкары. В течение последних трех лет Турция оказала безвозмездную помощь грузинской армии на сумму около 10 млн. долл.