РАТИФИКАЦИЯ Договора о госгранице между Украиной и Молдавией, уже одобренного Верховной Радой в Киеве, в Кишиневе пока откладывается. Вопреки ожиданиям, соответствующий вопрос не был включен в повестку дня молдавского парламента на предстоящую неделю.
Как пояснил "НГ" вице-спикер Владимир Чобану, по упомянутому документу все парламентские комиссии вынесли отрицательное заключение. По мнению депутатов, он некорректен как с юридической, так и с практической точки зрения.
Как напомнил Чобану, по законодательству РМ отчуждение территории возможно лишь на основе решения общенационального референдума, которого в данном случае не проводилось.
В районе молдавского села Паланка планируется передать украинской стороне порядка 13 га земли вкупе с 7,7 км автомобильной трассы Одесса-Рени. И если это произойдет, население Паланки окажется отрезанным от своих сельхозугодий этой дорогой, на которой предполагается установить только один переход, контролируемый украинскими таможенниками и пограничниками. Против чего жители названного села и пяти близлежащих населенных пунктов уже выступили с акцией протеста.
Более того, продолжил Владимир Чобану, вопреки утверждениям разработчиков договора о предусмотренном им оптимальном и равноценном земельном обмене (как разъяснялось, взамен отрезка автотрассы украинская сторона уступает Молдавии часть территории и собственности в районе железнодорожного узла Бессарабка и еще 450 м близ села Джуржулешты на Дунае, что обеспечивает стране выход к Черному морю), специальным приложением регламентируется передача Украине лишь паланкского участка, речь же о двух других - бессарабском и джуржулештском в данном документе не идет. И получается, что документально договором закрепляется исключительно односторонний обмен. Утверждения же Киева о сделанных им уступках на дунайском направлении опровергаются имеющимися в молдавских архивах картами, и, в частности, актом землепользования 1951 г., закрепляющим за джуржулештским колхозом "Советский Дунай" порядка 1150 м побережья.
При наличии всех этих неувязок, подчеркнул вице-спикер, ратифицировать представленный документ молдавский парламент не вправе. И потому его руководство намерено в ближайшее время провести новые консультации, при участии представителей исполнительных органов, с коллегами из Верховной Рады. Последняя, к слову, с 1994 г. не ратифицирует другой двусторонний договор - по собственности, одобренный законодателями РМ. И более того, на практике Киев уже нарушает его положения, постановив, к примеру, передать коммуникационные системы черноморского поселка Сергеевка, где расположены принадлежащие Молдавии санатории и базы отдыха, местной (украинской) администрации. Вследствие чего прозвучавшее предостережение о том, что нератификация Молдавией Договора о границе осложнит утверждение Украиной договора о собственности, по сути своей также является некорректным, констатировал Чобану. Впрочем, он исключил возможность возникновения международного скандала, уточнив, что сейчас сторонам следует вернуться к обсуждению важнейших вопросов, дабы решить их ко взаимному удовлетворению.
Как заявил советник-посланник посольства Украины в РМ Виктор Волонец, в реальности никаких проблем с границей не существует: определивший ее и скрупулезно выверенный документ уже ратифицирован Верховной Радой Украины. И того же она ожидает от молдавского парламента. Изменить уже согласованный и подписанный документ невозможно. Об этом, кстати, предупредил на днях и замминистра иностранных дел РМ, напомнил г-н Волонец. По его предположению, развернувшиеся в Кишиневе дискуссии на данную тему, очевидно, объясняются внутренней конъюнктурой.
Конкретизировать внутриполитические составляющие происходящего достаточно сложно. За договор, например, готова проголосовать Партия коммунистов Молдовы, вопреки традиционному неприятию левыми всяческих "уступок иноземцам". Против же выступили правые. Но и в их лагере по данному поводу продолжаются жаркие споры При таком раскладе лишь отчасти справедливой выглядит одна из версий о том, что на самом деле затяжка с ратификацией обусловлена противостоянием законодательной и исполнительной властей, обострившимся в преддверии президентских выборов.
Между тем украинская сторона активно лоббирует свои интересы. При том что Украина, географически отделяющая Молдавию от традиционных ее экономических партнеров на востоке и активно действующая сейчас в приднестровском урегулировании, разумеется, обладает определенными рычагами воздействия на Кишинев. Упомянутые обстоятельства, несомненно, сказывались и сказываются на его переговорах с Киевом. В подобной ситуации для небольшого молдавского государства естественно было бы задействовать разновекторный внешнеполитический дипломатический ресурс. Но пока разновекторность устремлений здесь характерна лишь для взаимоотношений внутригосударственных структур. И в результате договор, закрепляющий, как утверждают, односторонние территориальные уступки, в конечном счете может быть ратифицирован.
Кишинев