В Москве Сайдулло Хайруллаев (справа) активно общался с прессой. Фото автора |
ЗАВЕРШИЛСЯ визит в Москву представительной парламентской делегации из Таджикистана. Наш корреспондент взял интервью у главы делегации, председателя нижней палаты парламента РТ Сайдулло Хайруллаева.
- Какие встречи и темы для обсуждения вышли на первый план во время нынешнего визита вашей делегации в России?
- На встрече с руководством Госдумы РФ во главе с ее председателем Геннадием Селезневым в центре внимания были проблемы законотворчества межпарламентского сотрудничества. Напомню, что два года назад во время пребывания в Душанбе российской парламентской делегации было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве Госдумы РФ и парламента РТ. И вот мы видим, как оно реализуется на практике.
Кроме того, мы имели возможность обсудить ряд важных вопросов с руководством Совета Федерации РФ. В частности, речь шла о принятии и совершенствовании законов, связанных с деятельностью Таможенного союза и Межпарламентской ассамблеи СНГ.
В беседе с заместителем министра иностранных дел РФ Александром Авдеевым мы обсудили практические вопросы, возникшие между нашими странами в сфере реализации совместных соглашений о двойном гражданстве. Хотелось бы подчеркнуть, что во многом благодаря успешной реализации этих соглашений в Таджикистане удалось приостановить отток русскоязычного населения. Более того, сейчас в нашей республике заметен процесс обратной миграции, то есть возвращения этнических русских на места своего прежнего проживания в Таджикистане.
К сожалению, приходится констатировать, что в России практическая реализация соглашения о двойном гражданстве наталкивается на серьезные бюрократические препоны, а в отдельных случаях даже на откровенный произвол со стороны правоохранительных органов РФ. Нас заверили в МИДе РФ, что этим проблемам будет уделяться повышенное внимание, впрочем, как и другим вопросам, имеющим прямое отношение к правам человека.
- В России как никогда стоит проблема борьбы с наркобизнесом. Не секрет, что один из основных потоков дурманящего зелья идет в нашу страну из Таджикистана. Поднимался ли этот вопрос во время нынешнего визита и в каком ракурсе шло его обсуждение?
- Разумеется, проблема противодействия наркобизнесу находилась в центре внимания на наших встречах в Москве. Так, например, в беседе с руководством Таможенного комитета РФ представители нашей парламентской делегации выступили с предложением в целях усиления борьбы с наркокурьерами и транзитными наркогрузами оказать действенную помощь Таможенному комитету РТ как в укреплении его материальной базы, так и в спецподготовке его служащих. Общеизвестно, что таджикистанские таможенники работают на форпосте СНГ, ставя заслон на самом опасном трансграничном направлении наркопотоков. От эффективности их действий во многом зависит реальное снижение насыщаемости российского рынка наркотическим зельем. Поэтому укрепление таможенного форпоста в Таджикистане отвечает коренным интересам наших братских стран.
На встрече в Москве мы неоднократно подчеркивали, что нельзя отождествлять таджикских наркокурьеров с народом нашей страны. Как говорится, у преступников нет национальности и нет родины. Не секрет, что заказчиками наркотического зелья зачастую являются граждане РФ. Но мы никогда и никому не позволим ставить знак равенства между наркомафией и населением России. К сожалению, на бытовом уровне время от времени в ряде мест Российской Федерации дают о себе знать случаи огульного обвинения таджиков и навешивания на них ярлыка наркокурьеров, что наносит существенный урон развитию братских добрососедских связей народов наших стран. Наши российские партнеры по переговорам и обсуждению этой темы заверили нас в том, что подобные измышления даже на бытовом уровне будут решительно пресекаться в РФ.
- Обсуждался ли на встречах в Москве фактор угрозы странам СНГ со стороны экстремистских исламских сил?
- Этот вопрос был одним из центральных практически на каждой из наших встреч в Москве. Можно смело констатировать, что позиции таджикистанской и российской сторон полностью совпадают. И это еще раз свидетельствует о том, что Россию и Таджикистан действительно связывают узы стратегического партнерства.