ВЧЕРА в Кремле состоялись встречи и переговоры президента Владимира Путина с руководителями государств Южного Кавказа в формате "три плюс один". Как и ожидалось, основное внимание в ходе переговоров было уделено проблематике, связанной с координацией усилий в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, укреплением безопасности в регионе и, главное, урегулированием региональных конфликтов. Однако еще до переговоров в рамках "четверки" состоялись двусторонние встречи российского руководителя с закавказскими коллегами, а также встреча глав Армении и Азербайджана.
По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, переговоры в Москве способны "стать началом реального обсуждения проблем стабилизации в регионе Кавказа". Аналогичного мнения придерживается и пресс-секретарь Роберта Кочаряна Ваге Габриелян. Говоря о контактах главы республики в Москве и предстоящих визитах президента Армении в Вашингтон и Париж, г-н Габриелян, в частности, отметил, что официальный Ереван "рассматривает предстоящие встречи с руководителями России, США, Франции и Азербайджана как очередной шаг к урегулированию проблемы Нагорного Карабаха". При этом он особо подчеркнул, что "нового плана урегулирования карабахской проблемы на сегодня не существует", а Ереван по-прежнему придерживается трех принципов, без учета которых успех миротворчества крайне сомнителен. Во-первых, Карабах не должен находиться в горизонтальном подчинении Азербайджану, во-вторых, необходимо обеспечить его беспрепятственную наземную связь с Арменией и, наконец, населению этого края должны быть предоставлены гарантии безопасности.
Несомненно, что подчеркнуто демонстрируемое в последнее время Москвой уважение к суверенитету и территориальной целостности новых независимых государств в значительной степени снижает "порог опасений", традиционно испытываемых руководством Грузии и Азербайджана в отношении Москвы. Кроме того, ясно, что борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом соответствует долговременным интересам национальной безопасности этих стран. Что, в свою очередь, гарантирует достижение взаимопонимания с Тбилиси и Баку в этом ключевом для Кремля вопросе. Последнее обстоятельство может в немалой степени способствовать потеплению оставляющих в последнее время желать лучшего российско-грузинских и российско-азербайджанских отношений. В частности, в том, что касается намерений России ввести на границах с этими странами визовый режим. Кстати, эта тема также затрагивалась в ходе двусторонних встреч. Однако понятно, что достижение взаимопонимания по стратегической проблематике еще далеко не означает автоматического разрешения всех существующих вопросов и взаимных претензий.
В целом саммит "кавказской четверки" не принес неожиданных сенсаций. В то же время деловитость и рационализм, свойственные деятельности нового российского руководства, насколько можно судить, вполне приветствуются закавказскими партнерами Кремля.