ВЧЕРА российские власти в лице Федеральной пограничной службы официально отреагировали на сообщения о трагедии в британском порту Дувр, где в рефрижераторе были обнаружены трупы 56 нелегальных иммигрантов, преимущественно китайцев (двое из 58 остались в живых, остальные же задохнулись в металлической печке, в которую превратился выключенный рефрижератор на 30-градусной жаре, установившейся сейчас в Британии, Бельгии и Нидерландах). ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-центр ФПС сообщил, что эта служба не имеет сведений о возможном транзите через Россию группы китайцев, тела которых нашли мертвыми в трейлере, прибывшем в Дувр на пароме из бельгийского порта Зебрюгге.
Российский аспект в данной теме возник не случайно. Российские пограничники не скрывают, что нелегальный въезд китайцев в РФ является серьезной проблемой. По данным ФПС, за последние пять лет число только задерживаемых нелегальных иммигрантов на российско-китайской границе возросло в 10 раз. Британцы уверены, что основные маршруты теневых перевозок людей из Китая в Англию лежат через Россию. Проблема нелегальной иммиграции в Великобританию из стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также Юго-Восточной Европы стоит уже давно. По оценкам британских спецслужб, за один день только через Дувр на Британские острова пытаются незаконно проникнуть или проникают около 30 человек, причем в основном это жители Косово, Албании, Боснии. Часто встречаются и китайцы, как это и произошло в случае с позавчерашней трагедией. Эта тема даже поднималась в качестве отдельного пункта во время визита в Лондон председателя КНР Цзян Цзэминя.
В Великобритании уже давно существует особая китайская преступная группировка, занимающаяся нелегальным провозом людей из КНР на территорию Великобритании, именуемая "Змеиные головы". Нелегалы, по данным британских журналистов, платят "Змеиным головам" до 15 тысяч фунтов стерлингов за услуги по доставке их в Великобританию. Так что на этот раз их доход от перевозки 58 человек должен был составить почти миллион фунтов - чуть меньше двух миллионов долларов. Кстати, как полагают эксперты, если бы рефрижераторная установка грузовика работала, то добровольным узникам трейлера скорее всего удалось бы выжить.
По данным британской прессы, отправная точка беглецов в Китае - провинция Фуцзянь. Далее начинается российская часть маршрута - через Благовещенск в Москву. Из российской столицы китайцы переправляются в Польшу, Чехию и далее в Германию - на территорию Шенгенской зоны. Оттуда добраться до западной ее оконечности - в Бельгию, Нидерланды или Францию - не составляет труда ввиду отсутствия пограничных препон внутри шенгенского пространства. Второй маршрут тоже включает в себя российский участок. Отличие лишь в том, что из Москвы или других городов европейской части китайцы направляются в Венгрию, а далее - в балканские государства, откуда они перебираются в Италию - опять-таки шенгенскую страну. Дальнейший их путь тоже лежит в сторону Ла-Манша.
Ранее перевалочным пунктом для таких нелегалов с Востока служил французский порт Кале, однако после усиления там контрольных мер со стороны властей Франции он переместился в бельгийский Зебрюгге. Оттуда, собственно, и прибыл в Дувр злополучный трейлер. Вчера, кстати, британские власти уже допросили арестованного водителя грузовика, в котором задохнулись нелегалы. Беседовала полиция и с двумя оставшимися в живых. Однако пока никаких подробностей дела неизвестно.