Нурсултан Назарбаев планирует обсудить с Владимиром Путиным весь спектр двусторонних взаимоотношений. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
В ВОСКРЕСЕНЬЕ начинается официальный визит в Россию президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Многие признаки указывают на то, что нынешняя поездка казахстанского лидера носит отнюдь не ознакомительно-протокольный характер. Визит может стать этапным событием в развитии взаимоотношений Москвы и Астаны, послужить ощутимым импульсом к их развитию и выходу на качественно новый уровень. Представляется, что для такого прогноза имеются все основания.
Разумеется, подобное утверждение может показаться спорным. В последнее время стало модным говорить в первую очередь о нерешенных проблемах, различных непростых коллизиях в отношениях между двумя государствами, акцентируя внимание скорее на негативе, спорных вопросах и просто форс-мажорных обстоятельствах. Достаточно вспомнить, например, о так называемой проблеме русскоязычных граждан или скандалах, связанных с неоднократными авариями российских космических аппаратов над казахстанской территорией. Может создаться впечатление, что именно эти и подобные им обстоятельства задают тон в диалоге между Москвой и Астаной. К счастью, это далеко не так. На самом деле трудно представить, чтобы такой факт, как падение российской ракеты на территории нового независимого государства, не стал поводом к раскрутке антироссийской истерии, к выдвижению все новых и все возрастающих экономических и, главное, политических требований к России со стороны "жертвы российской космической экспансии". Ничего подобного в Казахстане не случилось. Здесь принято серьезно и вдумчиво относиться к таким вопросам. Астана не ухватилась за, казалось бы, удобный повод поднять побольше шума, побольнее уколоть бывшего "старшего брата" и заработать на сиюминутной конъюнктуре некоторые, пусть и сомнительные, дивиденды. Для такого государства, как Казахстан, для президента Назарбаева всего этого не нужно. Не тот уровень.
Что касается "гонений на русских и русскоязычных граждан"... Некоторые конкретные цифры рисуют ситуацию намного более выпукло, нежели самые эмоциональные причитания. Как известно, в настоящее время казахи составляют 51% от 15-миллионного населения страны. Русских здесь около 32%. При всем том на русском языке издается почти половина выходящих в стране газет, тогда как на казахском - 26%. В государственных вузах более 70% студентов обучаются на русском языке, а число русских школ и школ с обучением на двух языках значительно превосходит количество казахских школ. Перечень можно продолжать, но, думается, важнее понять причины такого положения дел, которое, несомненно, приятно удивит многих из тех, кто привык безоглядно доверять разного рода слухам и жалобам.
В книге "В потоке истории" Нурсултан Назарбаев, в частности, пишет: "Освоение русской культуры казахами - безусловно и бесспорно позитивное явление, практически повлиявшее на информационный и интеллектуальный горизонт нации в целом. К тому же дело не сводится только к рациональным решениям... Звук и мысль, весь речевой строй языка, на котором творили едва ли не самые великие романисты девятнадцатого столетия, образы... вошедшие в наше сознание, оставили благодарный след поистине великой культуры". Думается, уже это одно объясняет многое. Но есть и другие, не менее важные обстоятельства, доказывающие, что российско-казахстанские отношения имеют весьма привлекательную перспективу.
Будучи руководителем государства, входящего в десятку крупнейших стран мира и обладающего неисчерпаемыми природными ресурсами, Нурсултан Назарбаев видит будущее Казахстана не в экономической и политической автаркии, а на путях цивилизованного интеграционизма. Стоит ли напоминать, сколько в СНГ сегодня имеется примеров обратного порядка, причем, как правило, демонстрируемых государствами, ни по каким параметрам с Казахстаном не сравнимыми.
Сильнейшим качеством казахстанской политики - внутренней, внешней, экономической, социальной - является ее реализм. И в этой связи глава государства справедливо полагает, что переход к демократии, гражданскому обществу должен происходить поэтапно, причем этот нелегкий, но необходимый процесс обязан сопровождаться постепенным "воспитанием демократической культуры населения". Экономические новации, формирование структур открытого общества никогда не являлись для Астаны самоцелью. У Казахстана нет задачи кому-либо "нравиться". Президент знает, для чего нужна модернизация: перед страной и народом стоит выбор "между реформой и откатом, между устремленностью вперед и застоем, между демократизацией и разложением. Либо мы продолжим созидать Казахстан нового времени, либо скатимся в хаос". Кстати, эти слова Назарбаев произнес, представляя согражданам некоторые аспекты комплексной программы "Казахстан-2030". Несомненно, взгляд в столь отдаленную перспективу свидетельствует о серьезном подходе к будущему страны и народа, об уверенности в том, что избранный модус развития правилен и зиждется на прочном фундаменте рыночной экономики современного типа в сочетании с сильной социальной политикой.
В целом создается впечатление, что идеология, образ мышления, подходы к основополагающим элементам государственного строительства сегодня у Москвы и Астаны в очень значительной степени совпадают. Легко заметить, что новое российское руководство придерживается во многих вопросах аналогичных взглядов и подходов. Это, как представляется, станет основанием для того, чтобы предстоящий диалог Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева был предметным и плодотворным. Тем более что новое руководство в Кремле также весьма склонно к реализму и рационализму.
Обе стороны прекрасно понимают, что их страны вступают в новый этап развития: этап конкретной работы, этап реализации реальных проектов и планов. На этой основе может развиваться сотрудничество. Кроме того, существует практически полное взаимопонимание в такой фундаментальной сфере, как обеспечение геостратегического баланса и стабильности в Центральноазиатском регионе. В отношениях двух стран создан серьезный задел: Москва и Астана подчеркнуто демонстрируют не только заинтересованность друг в друге, но и понимание и уважение к проблемам и желаниям партнера.
Нурсултан Назарбаев не без основания считает нынешний период в истории своей страны временем надежды, временем уникального шанса для Казахстана. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что и во взаимоотношениях двух ведущих государств Содружества вновь наступает время надежд.