Общие для всех проблемы безопасности легче решать сообща, убежден секретарь Совета министров обороны государств - членов СНГ генерал-лейтенант Александр Синайский. |
- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, в последнее время встречи министров обороны государств Содружества стали регулярными. Как правило, присутствуют представители всех республик СНГ. Что, на ваш взгляд, их объединяет?
- Объединяет нас многое. Геополитически, экономически, социально, духовно мы весьма близки друг другу, мы давние соседи. Деструктивные внутренние проблемы, такие, скажем, как чеченская, или проблема борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, внешние угрозы национальной безопасности и безопасности Содружества в целом - все они для их решения требуют консолидации, согласования наших усилий, в том числе в сфере военного сотрудничества. Это во-первых. Во-вторых, сущность военного дела не изменилась. Армии государств, возникших на постсоветском пространстве, имеют общие исторические корни. Военачальники, офицеры в большинстве своем учились по одним учебникам. Вооружение и военная техника - одних и тех же типов. И соответствующие проблемы - общие. Их надо решать. Решать сообща легче. Отсюда понятно, почему на каждом заседании Совета министров обороны проявляется все большая заинтересованность государств СНГ в военном и военно-техническом сотрудничестве.
Правда, не сказал бы, что на заседаниях Совета присутствуют представители всех стран Содружества. Однако его председатель - министр обороны РФ Игорь Сергеев и соответственно секретариат СМО такую цель перед собой ставят. На очередное заседание СМО впервые за всю постсоветскую историю намерены прибыть в Москву все 12 министров обороны стран - участников Содружества Независимых Государств.
- С чем вы это связываете?
- Чем больше времени существует Содружество, тем яснее вырисовываются вопросы, которые рано или поздно надо решать за столом переговоров. С другой стороны, в руководстве России произошли изменения. Вырисовываются новые приоритеты. Интеграция в составе СНГ - один из них. Поэтому у наших партнеров появились дополнительные мотивы приехать в Москву. Эти мотивы появились даже у тех стран, которые считают для себя главным только двусторонние военные контакты. И наконец, объединительную роль играет авторитет нашего президента. По-моему, Владимира Владимировича просто уважают, и уже это обстоятельство может послужить основанием приехать сейчас в Москву.
- А что конкретно будет обсуждаться 19 июня?
- Запланировано более десятка вопросов. Их значимость очевидна. Скажем, подведем итоги проведенного в марте-апреле этого года совместного командно-штабного учения "Южный щит Содружества-2000". По инициативе министра обороны Таджикистана будет рассмотрен вопрос о военно-политической обстановке на южных границах СНГ. Мы обсудим перспективный план нашего сотрудничества до 2005 года, уделим большое внимание деталям, связанным с созданием и развитием объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ. В частности, обсудим вопросы ее финансирования, определения оптовых цен на проведенные на ней работы, услуги и т.п.
- Недавно в Минске прошел саммит стран, входящих в Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Как складываются у вас взаимосвязи, взаимодействие с рабочими органами Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности?
- Создание реальных механизмов совместного обеспечения безопасности большинство новых независимых государств, возникших на постсоветском пространстве, связывали с многосторонним военным сотрудничеством в рамках СНГ.
Эффективное сотрудничество в рамках объединенной системы ПВО, в том числе ежегодные учения "Боевое содружество", учения Коллективных сил по поддержанию мира "Южный щит Содружества-2000", операции по поддержанию мира в Абхазии, Грузия, в Республике Таджикистан и другие мероприятия такого рода - это реальный результат деятельности именно Совета министров обороны, Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, их рабочих органов. Естественно, что в рассмотрении этих вопросов принимали участие и министры обороны стран Содружества, подписавших Договор о коллективной безопасности.
К сожалению, со времени его подписания так и не был создан действенный механизм реализации военно-политических отношений между его участниками. Совет министров обороны ДКБ был конституирован только на недавней сессии Совета коллективной безопасности, который утвердил Положение о СМО ДКБ. Кстати, разработку проекта Положения о Совете министров обороны ДКБ осуществляли специалисты секретариата Совета министров обороны СНГ. По поручению директивных органов они были ответственными исполнителями этого документа.
Мы исходим из тех соображений, что адаптация ДКБ к современным условиям, его активизация вызваны к жизни не в противовес сложившейся системе многостороннего военного сотрудничества стран СНГ, а в развитие военно-политических отношений между государствами Содружества. Поэтому и впредь готовы к конструктивному взаимодействию с рабочими органами Совета коллективной безопасности.