ПРЕЗИДЕНТ Международной торговой палаты Грузии, известный швейцарский предприниматель Пьер Орлов заявил, что во всей Швейцарии нет такого количества казино, как в центральных кварталах Тбилиси. При нищенских пенсиях и зарплатах, не выдаваемых к тому же месяцами, у входа в тбилисские казино почти круглосуточно стоят "мерседесы" и "форды" в ожидании владельцев, проматывающих за один вечер суммы, которых обывателю хватило бы на несколько лет безбедной жизни. Более того, в одном из уголков Тбилиси вырос "город миллионеров" - с виллами, особняками, бассейнами и т.п. Люди, построившие свое счастье на чужом несчастье, полагают, что ведут наиболее престижный образ жизни. Однако в кругах добросовестных политиков (это словосочетание, слава богу, не всегда звучит парадоксально) считают, что обладатели роскошных вилл достойны разве что презрения и осуждения, поскольку именно отсутствующие в бюджете средства воплотились в символы и атрибуты процветания нуворишей. В любом случае грузинские экономисты все последние недели заняты констатацией печального факта: сегодня Грузия - это страна без бюджета.
Как тяжелейший финансово-экономический кризис определяет сегодняшнее состояние руководитель бюджетного общества парламента Грузии Роман Гоциридзе. Сумма задолженностей достигла критической отметки. Государственные обязательства в виде неотложных выплат составляют около 300 миллионов лари. Это означает, утверждает руководитель парламентского общества, что если бюджет 2000 года страна завершит с результатами, аналогичными предыдущему году, то у правительства Грузии наберется столько долгов перед населением, сколько оно едва может собрать для бюджета на целый год. Достаточно сказать, что в 1999 году доходы государства составили 650 млн. лари, но при этом только задолженности по пенсиям превысили 100 млн. лари. То же относится к зарплатам, социальным пособиям, в том числе для беженцев и т.д. В создавшейся ситуации МВФ вынужден был решиться на серьезные заявления предупредительного характера. Терпение этой организации достигло предела. Хотя многие соглашения Грузии с МВФ не выполнялись, но фонд в финансировании госбюджета не отказывал. Миссия МВФ, естественно, замечала, что правительство свои обязательства либо попросту игнорирует, либо выполняет с нарушениями и опозданием. Такая экономическая политика обнажила несостоятельность и неспособность действовать в заданном режиме, показала неумение выстоять перед соблазном использовать получаемые кредиты не по назначению. МВФ, увы, убедился, что, невзирая на проявленные им огромные усилия, страна постепенно оказывается в еще более сложном положении, а использование финансовой помощи следует расценивать, мягко говоря, как неэффективное.
В течение последнего года международные финансовые организации почти никакого содействия Грузии не оказывали. Правда, была надежда, что в 2000 году начнет осуществляться программа, связанная с преодолением нищеты и развитием промышленности. Но заявление МВФ, отразившее серьезное недовольство западных партнеров, заставляет усомниться в их готовности действовать с прежним энтузиазмом. Как считает тот же Гоциридзе, это станет тяжелым ударом для Грузии. С другой стороны, Запад, конечно, не заинтересован в ослаблении страны и осложнении обстановки в регионе. Возможно, что некоторое моральное облегчение принесли слова директора департамента Всемирного банка в Грузии Джуди О"Конор. "После соглашения с МВФ реальным станет выделение кредитов, направленных на энергетику и структурные преобразования", - заявила она. В ходе встречи с президентом Грузии Шеварднадзе гостья откровенно говорила о необходимости серьезной борьбы с коррупцией и контрабандой. Президент, в свою очередь, признал наличие "контрабандных и прочих не учитываемых грузов, как и коррупции, проникшей во все сферы". Он обещал применить решительные меры для реализации антикоррупционной программы.
Местные эксперты встревожены оценками Запада. Ход их суждений примерно таков: еще в 1999 году Всемирный банк по рекомендации МВФ отказался финансировать некоторые программы, и страна недополучила в бюджет 60 млн. лари. В этом году пока тоже не поступило ни одного цента, хотя ранее планировалось выделить Грузии 200 млн. лари в виде ссуд Всемирного банка в целях содействия тем или иным программам. Второе из серии малоприятных обстоятельств: некоторые страны намеревались выделить Грузии грант в размере 88 млн. лари, но и этого не произошло.
Находясь в привычном ожидании помощи, государство, после услышанной горькой правды, кажется, трезвеет, стряхивая с себя последние остатки эйфории. Коррупция никогда не принималась в расчет международными организациями при оказании помощи и не служила критерием для решающих оценок. Но в Грузии она достигла столь устрашающих размеров, что в местный обиход незаметно вошло такое понятие, как мегакоррупция.
За прошедшие пять месяцев в бюджете появилось всего 220 млн. лари при годовом плане 977 млн. лари, включая 103 млн., ожидаемых от приватизации. Реально же необходимо 1 млрд. 200 млн. лари. Поэтому в оставшееся время в бюджет ежемесячно должно поступать в среднем не менее 105-110 млн. Наблюдатели полагают, что взять этот рубеж в сложившихся условиях немыслимо: ведь за прошедшие пять месяцев в казну поступало всего по 45 млн. лари. Новый министр финансов Зураб Ногаидели предлагает временную политику секвестра в качестве паллиатива. Однако существует альтернативная позиция. Часть экономистов считает, что секвестр - это равномерное уменьшение всех статей расходной части, а это пока невозможно сделать, поскольку есть явно приоритетные сферы. Проблема состоит и в том, что определенная группа предпринимателей пользуется привилегиями и освобождена от уплаты налогов в полном объеме. Наиболее же тепличные условия созданы для самой прибыльной сферы - ввоза нефтепродуктов.
Решимость Шеварднадзе применить жесткие меры в борьбе с коррупцией подтвердилась на последнем заседании Совета безопасности. Ход этого заседания обнадежил председателя парламента Зураба Жвания, который рассчитывает отныне на реальные перемены. Отмечалось, что о финансово-экономической катастрофе говорить рано, но если вовремя не взяться за дело, она не за горами. Щекотливость ситуации заключается в том, что в борьбе с коррупцией президенту должны помогать некоторые из тех, кто, как уверены многие политики, сами замешаны в коррупции. Это обстоятельство создает дополнительные и весьма серьезные проблемы для министра налоговых доходов Михаила Мачавариани, которого президент упрекнул в отсутствии результатов. В ответ министр в интервью одному из телевизионных каналов заявил, что надо или работать, или нести ответственность, а то и другое одновременно для него невозможно. Мачавариани освободил пока от занимаемых должностей руководителей налоговых инспекций ряда городов и районов. Министру, который был генеральным секретарем "Союза граждан Грузии", предстоит разорвать путы мафиозного сговора, подрывающего экономику.
Тбилиси