СЛЕДСТВИЕ по делу о террористическом акте в парламенте Армении 27 октября прошлого года, которое ведет военная прокуратура республики, сворачивается на глазах. Напомним, что сперва в следственном изоляторе Министерства национальной безопасности оказался целый ряд весьма известных лиц, которым инкриминировалось участие в преступлении, жертвами которого стали патриарх армянской политики, спикер Национального собрания Карен Демирчян, премьер-министр Вазген Саркисян, оба вице-спикера, некоторые министры и депутаты.
Впрочем, с самого начала разбирательства стала очевидна абсолютная политизированность происходящего. Об этом свидетельствовал уже сам факт передачи дела в ведение военной прокуратуры, за которой просматривались фигуры ряда высших военных чинов и руководителей союза ветеранов карабахской войны "Еркрапа". Все они в тот период жестко оппонировали президенту Роберту Кочаряну. Поэтому никого особенно не удивило, что среди обвиняемых оказалось сразу несколько человек, считающихся людьми главы государства, в том числе - руководитель президентского аппарата, секретарь Совета безопасности Алексан Арутюнян и его однофамилец, заместитель директора Национального телевидения Арутюн Арутюнян.
Однако нервы у Кочаряна оказались много крепче, нежели предполагали его соперники. Президент достаточно спокойно следил за тем, как правительство, руководимое оппозиционными деятелями, последовательно сдает позицию за позицией в экономике и социальной сфере, как день за днем тускнеет харизма военных и их ставленников в системе исполнительной власти. Кроме того, главе государства удалось внести раскол в некогда монолитные ряды ветеранов. В частности, лидер союза "Еркрапа" генерал Манвел Григорян и некоторые его сторонники были повышены по службе и получили очередные воинские звания. Но самое главное - у оппозиционных президенту сил не оказалось действительно авторитетного и опытного лидера, способного консолидировать разношерстный антипрезидентский фронт, а тем более - всерьез претендовать на высший пост в стране.
После этого в ходе следствия по делу о теракте в парламенте наступил явный перелом. Стало выясняться, что многие обвинения были основаны лишь на заявлениях главы террористов Наири Унаняна и не подкреплены какими-либо иными свидетельствами или доказательствами. Более того, сам Унанян стал отказываться от некоторых своих предыдущих показаний, утверждая, что они были получены от него "под давлением со стороны следователей". В результате сперва был освобожден из-под ареста бывший шеф президентской администрации Алексан Арутюнян, а дело в его отношении, как сообщает Интерфакс, "свернуто". В начале текущего месяца вышел на свободу также зам. директора Национального TV. А на днях следственный изолятор покинул также депутат Национального собрания Мушег Мовсесян, обвиняемый в том, что именно при его помощи вооруженные террористы беспрепятственно проникли в здание парламента.
Сейчас под стражей, кроме пятерых террористов, продолжают пребывать еще семь человек, подозреваемых в оказании помощи убийцам. По данным Интерфакса, "наблюдатели в Ереване считают, что следователи склонны завершить расследование уже в конце июня и квалифицировать преступление как теракт, осуществленный пятью террористами, за которыми не стояли какие-либо организаторы".