ПРИНЯТИЕ правительством Азербайджана решения об импорте не менее 2 млрд. куб. м газа в год, безусловно, к сенсационным не отнесешь - в последние советские годы, когда промышленность республики еще работала на полную мощность, этого вида топлива закупалось в несколько раз больше. Однако данную информацию из Баку, растиражированную мировыми агентствами во вторник, нельзя отнести к рядовым, если рассматривать ее в контексте недавней коллизии между Азербайджаном и Туркменией вокруг распределения квот в Транскаспийском газопроводе, проект которого по-прежнему лоббируется со стороны США и Турции.
Напомним, что именно спор из-за квот стал одним из главных препятствий на пути продвижения этого проекта. Инициатор плана - Туркмения возмутилась тем, что Вашингтон и Баку решили урезать ее права на объем экспорта газа по "трубе", сократив его вдвое. "НГ" подробно информировала читателей о перипетиях по этому поводу, когда вопрос о квотах дебатировался даже на уровне президентов Сапармурата Ниязова и Гейдара Алиева.
Собственно, сам вопрос возник неожиданно: вдохновленный перспективами грядущей добычи газа на месторождении Шах-Дениз, Баку заявил о том, что его уже не устраивает роль транзитного участника проекта "Транскаспия", и потребовал себе половину "трубы". Азербайджан в лице его руководства не убеждали аргументы Ашхабада, главными из которых были следующие. Во-первых, затевая проект, Туркмения изначально рассчитывала на экспорт 16 млрд. куб. м своего газа в Турцию и еще 14 - в Европу. В ином случае "Транскаспий" оказался бы для Ашхабада невыгодным с экономической точки зрения. Во-вторых, проект был рассчитан на два года, тогда как промышленная разработка Шах-Дениза может затянуться на пять-шесть лет. К тому времени, не исключено, и самому Азербайджану потребуется гораздо больше газа, нежели сегодня, - ни для кого ведь не секрет нынешнее бедственное положение с обеспечением этим видом топлива как промышленности, так и населения.
И вот теперь, когда актуальность Транскаспийского газопровода катастрофически снизилась, в том числе и по вышеназванной причине, и когда Туркмения вновь стала качать топливо в Россию (в текущем году объем поставок составит 20 млрд. куб. м, а на будущий год уже достигнуто принципиальное согласие довести эту цифру до 30 млрд. куб. м), Баку скромно заявил о нехватке "голубого топлива". По словам первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и далеко не последнего действующего лица в той самой истории с квотами в "Транскаспии" Ильхама Алиева, "соответствующие предложения на поставки газа уже получены от Ирана и российских компаний". Он также сказал, что "предпочтение будет отдано тому, кто предложит наименьшую цену и наиболее надежный вариант транспортировки газа".
При этом вполне вероятно, что под видом иранского или российского газа у азербайджанского потребителя вполне может оказаться газ туркменский. Дело в том, что одним из наиболее дешевых в трубах "Газпрома" сегодня остается газ, который российский концерн через своего оператора - компанию "Итера" - закупает у Туркмении. Вторым же покупателем туркменского газа сейчас является Иран, забирающий топливо у Ашхабада для своих северных провинций.
Кое-кто из наблюдателей не без юмора полагает, что, мол, может быть, хоть таким косвенным образом газ все-таки замирит находящихся в состоянии "ни войны, ни мира" президентов Туркмении и Азербайджана. А дополнительную возможность для шагов навстречу друг другу может предоставить Тегеран, где в конце нынешней недели в рамках очередного саммита ЭКО встретятся Гейдар Алиевич и Сапармурат Атаевич.