Лидер молдавских коммунистов сидит под портретом Дмитрия Кантемира. |
- КАКОВА ваша позиция в отношении проектов реформирования действующей Конституции Молдавии?
- Нельзя делать Конституцию заложницей личных амбиций и политических устремлений. Основной закон страны - это инструмент для организации общества, и использовать его нужно исключительно в целях государственного строительства, укрепления суверенитета, независимости республики, а не в чьих-то корыстных интересах. И президентская инициатива реформирования Конституции РМ, и правоцентристский контрпроект в первую очередь нацелены на создание для тех, под кого писались эти документы, лучших условий на дальних подступах к президентским выборам и, конечно, в период официальной избирательной кампании. К тому же это ловкий маневр обеих противоборствующих сторон, чтобы отвлечь внимание широких масс на конституционные бои. Хитрый, целенаправленный ход, в результате которого можно попытаться списать собственные ошибки и недостатки за счет так называемых искривлений Основного закона и неприспособленности его для конкретной и далеко не всегда продуманной политики властей предержащих.
Надо поменьше, на мой взгляд, ссылаться на несовершенство действующей Конституции, а побольше проявлять ответственности в своей непосредственной работе. Зачастую реформированием Основного закона прикрывают собственную неспособность использовать на благо общества уже закрепленные за правителями страны немалые конституционные полномочия. Любая, даже самая совершенная Конституция сама по себе всего лишь свод законов, которые должны исполнять люди, государственные служащие. Чем выше их должность, тем больше ответственности лежит на них. Быть достойным этой высокой степени ответственности - задача далеко не каждому по силам и способностям.
В этом отношении возникают серьезные вопросы как к президенту страны Петру Лучинскому, так и к председателю нашего парламента Думитру Дьякову. Да и вообще к кадровому пополнению последних десяти лет. Властные структуры заполнялись людьми, по существу, не способными принимать продуманные, стратегически выверенные, важнейшие решения в политической, экономической и социальной сферах. Они, как правило, к тому же и соответствующего жизненного и производственного опыта не имеют: как говорится, тяжелее авторучки ничего в руках никогда не держали. Некомпетентность стала одной из главных черт, характерных для новой правящей элиты. Алчность, помноженная на беспредел (ими же порожденный), стала моральным кредо этой категории чиновничества. К тому же кадровая политика такого рода "государственных мужей" была и остается простой и беспринципной: они подбирают себе подобных.
Кое-кому из наших высокопоставленных чиновников, прочно оседлавших престижные доходные посты, хочется напомнить мораль крыловских басен "Лисица и виноград", "Мартышка и очки" и "Квартет". Легче всего сказать, что Конституция, дескать, не зрелая, не отвечает моменту, и возвести это несоответствие в абсолют. Гораздо сложнее признать, что собственные действия по реализации нынешних конституционных полномочий отнюдь не всегда соответствуют личным амбициям стоящих у кормила власти. Кстати, сама по себе действующая Конституция РМ вовсе не так плоха, как зачастую ее подают противоборствующие стороны. Международный аудит в целом дает положительную оценку нашему Основному закону.
- И все-таки ваша фракция выступает за перераспределение полномочий ветвей власти и за существенные изменения ряда статей Конституции. В чем главная причина, на ваш взгляд, необходимости реформирования Основного закона?
- Объективности ради следует признать, что парламент Молдавии перегружен полномочиями исполнительной власти. Я считаю, что ими надо поделиться с правительственными структурами, а возможно, и с президентскими. Но делать это надо обстоятельно, взвешенно, осмысленно, вне привязки к избирательным кампаниям и вообще к какой-либо политической конъюнктуре. Главное в этом вопросе - сохранить баланс ветвей власти. А его-то и хочет резко изменить в свою пользу каждая из противоборствующих сторон. При этом ошибки и недостатки лидеров обоих реформаторских лагерей ловко отодвигают в тень, хотя эти отрицательные черты имеют большое влияние на государственную политику Молдавии.
Одним из самых существенных недостатков такого опытного политика, как Петр Лучинский, является то, что он, на мой взгляд, и раньше, и теперь так и не смог подобрать себе высококлассную работоспособную команду, хотя бы на уровне толковых исполнителей.
Его главный оппонент Думитру Дьяков за последние два с лишним года руководства парламентом стал действительно яркой, колоритной фигурой, которой сейчас нет равных на молдавской политической сцене в амплуа прожженного интригана. Он непревзойденный мастер по части подковерной борьбы и искусства сталкивать своих конкурентов лбами и за счет этого добиваться выгод (не столько партийно-политических, сколько личных, а точнее, даже корыстных). Спикер превратился в гроссмейстера дворцовых интриг и как рыба в воде чувствует себя в этой обстановке, которая стала, увы, привычной для работы нашего депутатского корпуса.
- В эти дни объектом интриг стала ваша партия. От ее позиции зависит, будет ли Молдавия президентской республикой или, наоборот, станет чисто парламентской по форме правления. Пока фракция ПКРМ не приняла в этом вопросе окончательного решения. Что вас тревожит, в чем сомнения?
- Наша фракция осознает, что многое сейчас зависит от позиции коммунистов в парламенте по вопросам реформирования Конституции. С точки зрения эффективности реализации государственных полномочий следует признать, что за годы перестройки и постсоветского развития в Молдавии до основания разрушена вертикаль исполнительной власти. Парламентская форма правления вряд ли сама по себе может возродить из руин то, что было сломано под флагом демократических перемен. Наше государство должно восстановить исполнительную вертикаль, но - в соответствии с чувством меры, то есть уравновесить ветви власти. Сейчас же парламентская ось явно перекошена, так как на ней повисли как законодательные, так и исполнительные полномочия.
К тому же, если учесть особенности нашей молдавской демократии и неадекватные методы ее реализации, то этот крен в нынешней государственной модели может привести к национальной катастрофе. Во-первых, республика маленькая и кумовство в ней уже кое-где приобретает феодально-классовые черты. Во-вторых, на этой почве может уродиться диковинный и ядовитейший плод в виде местечкового диктатора. И это всего лишь малая толика вполне реальных вариантов негативного развития нашей республики. В частности, мы очень настороженно относимся к предлагаемому частичному переходу от ныне действующей пропорциональной к мажоритарной избирательной системе. В одномандатных округах, особенно сельских, очень легко буквально за вагон угля, розданного в "благотворительных" целях, по существу купить себе депутатское кресло в парламенте страны. Поэтому мы внимательно и детально будем анализировать и окончательный вариант президентского проекта реформирования Конституции, и другие подобные инициативы. Надо очень ответственно подходить к внесению корректив в Основной закон страны, так как любое необдуманное изменение в сложившейся системе сдержек и противовесов может привести к непредсказуемым последствиям. Тут, как в медицине, следует придерживаться принципа Гиппократа: не навреди. Хотя еще раз повторю, наша фракция стоит за усиление исполнительной власти, но - осмотрительное, продуманное, взвешенное.
Сейчас уже и слепому видно, что парламентская телега перегружена исполнительными полномочиями в ущерб законодательным функциям. Слишком много мелочной депутатской опеки в отношении правительства, которое, словно пленник в кандалах, идет под неусыпным парламентским конвоем. Мыслимо ли, чтобы 100 депутатов каждый божий день вызывали на ковер министров и вмешивались в распорядительные функции правительства?! А у нас в Молдавии это уже стало традицией. Исполнительные органы задерганы такого рода парламентским надзором - они шага не могут ступить самостоятельно. С этим атавизмом переходного периода надо кончать. Следует ввести четкие и жесткие конституционные ограничения на контроль за правительством со стороны депутатов. Наша фракция последовательно выступает за расширение полномочий исполнительной власти (прежде всего правительственных структур). Каждый кабинет министров имеет утвержденную парламентом программу, дающую обоснование стратегии развития страны. Вот это и должно быть прежде всего предметом парламентского контроля, а не дотошное "обсасывание" частностей и нюансов рабочих постановлений правительства. У нас же пока депутаты выступают в роли воспитателей в детском саду, только водят за ручку вместо чад седовласых министров.
- Не секрет, что уже много лет различные правительства Молдавии были изнутри раздираемы узкопартийными интересами. Может ли реформирование Основного закона страны решить эту проблему коренным образом?
- С такими пороками можно справиться и при действующей Конституции. Наша фракция на практике это доказала. Правительство Думитру Брагиша, которое мы поддерживаем в парламенте, было сформировано без каких-либо квот от выразивших ему доверие депутатских фракций. Именно наша партия предложила иной принцип формирования правительства (пожалуй, впервые в истории стран - членов СНГ): был образован кабинет министров, состоящий из профессионалов, а не партийных выдвиженцев. Более того, ни один парламентарий не вошел в нынешнее правительство. За первые пять месяцев пребывания во власти этот кабинет министров смог решить немало важных государственных задач (несмотря на тяжелейшее наследие, полученное от прежних правителей страны), а главное - нынешняя исполнительная власть "слезла с иглы" МВФ и по существу наравне с российским правительством показывает другим странам СНГ и ближнему зарубежью, что можно обходиться и без "наркотической" зависимости от западных финансовых монстров.
Кишинев-Москва