0
1229
Газета СНГ Интернет-версия

02.06.2000 00:00:00

Транзитные планы Туркмении

Тэги: Туркмения, транспорт


СОВЕРШЕННО очевидно, что уже в обозримом будущем роль Туркменистана в мировом экономическом сообществе будет определяться не только его уникальными запасами углеводородного сырья, но и чрезвычайно выгодным положением республики на международных транспортных маршрутах.

Правда, одно дело - иметь выгодное географическое расположение и совсем другое - обладать реальными магистралями. Эту разницу прекрасно понимает туркменское руководство, и не случайно в концептуальную программу экономического и социального развития страны до 2010 года Сапармурат Ниязов заложил планы коренного преобразования существующей транспортной инфраструктуры.

Собственно говоря, курс на всемерное развитие всех транспортных систем страны был взят значительно раньше, когда переживавшая все трудности переходного периода и не имевшая излишков валютных поступлений Туркмения все-таки взялась строить 130-километровую железнодорожную ветку к приграничному населенному пункту Серахс.

Весной 1996 года произошла стыковка "золотого звена" Великого Шелкового пути в его железнодорожном варианте на туркмено-иранском участке Теджен-Серахс-Мешхед. Тогда же на приграничной станции были сооружены склады, несколько участков замены колесных пар, создана мощная железнодорожная инфраструктура. Уже сегодня, спустя неполных пять лет, затраты на строительство полностью окупились за счет обработки транзитных грузов.

Осенью минувшего года общая длина туркменских железных дорог увеличилась еще на 215 км с завершением строительства ветки Туркменабат (бывший Чарджоу)-Керки. Эта трасса, после окончательного выхода к восточной границе Туркменистана, значительно сократит время провоза грузов в соседние Узбекистан и Таджикистан.

Немалый доход в казну государства приносит сегодня Туркменское национальное управление гражданской авиации, располагающее современным международным аэропортом, построенным в первые годы независимости страны, и парком современных грузовых и пассажирских воздушных судов. К имеющемуся набору из пяти пассажирских "Боингов" Туркменистан в нынешнем году прикупает еще один лайнер последнего поколения "Боинг-777".

Автомобильные магистрали, окружившие Ашхабад за последние три года, - настоящая гордость туркменских транспортников и непреходящая радость местных водителей. Сооруженные в содружестве с иранскими и турецкими автодорожниками новые трассы отвечают самым высоким международным стандартам.

Строительство транспортных магистралей остается одной из главных расходных статей туркменского бюджета. Только за последний месяц близ Ашхабада началось строительство двух современных автомобильной и железнодорожной магистралей.

Выделяется проект прокладки параллельных автомагистрали и железной дороги на север от Ашхабада через пустыню Каракумы к Дашогузу - областному административному центру. Строительство обеих трасс протяженностью 530 км и общей стоимостью более полутора миллиардов долларов должно завершиться к концу 2005 года.

Частичное покрытие расходов на строительство железнодорожной ветки в размере 70 миллионов долларов будет произведено за счет выручки от продажи России природного газа. В целом же реализацию этих дорогостоящих проектов правительство Туркменистана рассчитывает осуществить самостоятельно, без иностранных инвестиций.

Другой транспортный проект предусматривает полную реконструкцию 600-километровой магистральной автомобильной дороги от Ашхабада до Туркменабата у восточной границы страны. По сути, это будет новая скоростная магистраль с шестирядным движением, соответствующая высоким международным стандартам. Это шоссе туркменские автодорожники будут сооружать вместе с турецкими коллегами.

Менее чем через месяц в Туркменистане завершится прием пакетов предложений для участия в тендере на реконструкцию морского порта в городе Туркменбаши (бывший Красноводск). Из первоначальных двенадцати иностранных соискателей на звание генерального подрядчика проекта стоимостью 40 миллионов долларов продолжают спорить пять иностранных фирм, среди которых, кстати, есть и представители российского бизнеса. После окончания реконструкции морской порт значительно увеличит свою грузовую и пассажирскую пропускную способность.

Главными партнерами Туркменистана в реализации проектов создания новых транспортных систем выступают по сей день в основном турецкие и иранские фирмы. Несмотря на всю геополитическую заманчивость использования новых маршрутов, российское экономическое присутствие в туркменских планах развития транспортной инфраструктуры до сегодняшнего дня обозначалось весьма условно.

Определенная перемена во взгляде на ситуацию произошла уже в нынешнем году. В начале весны в Ашхабаде состоялось двадцать шестое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ - одной из немногих активно действующих структур Содружества. Помимо решения коллегиальных вопросов произошла активизация двустороннего диалога транспортников России и Туркменистана. Прямой контакт руководителей железнодорожных ведомств двух стран, а также личная встреча министра Николая Аксененко с Сапармуратом Ниязовым позволили выявить ряд тем, одинаково интересных обеим сторонам.

Так, наиболее перспективный объект приложения совместных усилий - строительство железной дороги вдоль восточного берега Каспийского моря на участке Бекдаш-Ералиево. Ветка должна пройти по территории Казахстана и Туркмении. Технико-экономическое обоснование проекта уже готово. На сегодняшний день ведутся переговоры между всеми сторонами - участниками строительства, проект постепенно начинает обретать зримые очертания.

Соединившись на территории Туркменистана с разветвленной сетью местных железных дорог, новый путь предоставит самые широкие возможности для транспортного маневра и позволит по кратчайшему маршруту доставлять грузы к портам на берегах Персидского залива. Помимо уже имеющейся железной дороги Серахс-Мешхед Туркменистан готовится к прокладке еще одной ветки до Ирана по маршруту Казанджик-Бендер-Туркмен.

В случае реализации российско-казахстанско-туркменского проекта это будет первым случаем, когда Россия примет участие в сооружении железной дороги на иностранной территории. Факт сам по себе достаточно красноречивый. В первую очередь - это свидетельство того, что смена политического лидера возродила в правительстве России интерес к возвращению некогда утраченного экономического и политического влияния в Центральноазиатском регионе. К тому же сооружение Восточнокаспийской прибрежной железной дороги - это еще и перспектива вполне конкретной материальной выгоды.

Совсем недавно плодотворность взаимодействия российских и туркменских транспортных систем получила еще одно весомое подтверждение. В результате проведенных переговоров Россия дала Туркменистану согласие на использование маршрутов в своих внутренних водоемах. Имеется в виду прежде всего прохождение туркменских судов по Волго-Донскому каналу с последующим выходом в Черное и Средиземное моря.

Туркменистан планирует интенсивно использовать этот путь как для пассажирского сообщения, так и для перевозки грузов. Буквально на днях туркменское правительство приняло решение о строительстве первого в стране нефтеналивного судна класса "река-море".

Уже сегодня сетью туркменских автомобильных и железных дорог с большой выгодой для себя пользуются турецкие, иранские, узбекские, казахские, азербайджанские бизнесмены. В Ашхабаде открыты транспортные представительства многих стран. Из российских фирм здесь застолбила свое поле деятельности пока только одна транспортная компания - "Волготанкер". Но перспективы использования развитой туркменской транспортной инфраструктуры, надо полагать, будут привлекать сюда все большее количество представителей российского бизнеса. Нынешняя экономическая политика туркменского правительства начисто лишена политической конъюнктуры, что еще раз подтвердилось во время недавнего визита в Ашхабад Владимира Путина. Провозглашенный курс на приоритет экономических интересов позволяет стране вести взаимовыгодный диалог с любым бизнес-партнером. И здесь уже от расторопности российских предпринимателей зависит, в какой степени они используют благоприятную для себя возможность.

Ашхабад


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1912
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1923
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1025

Другие новости