ВЕСНОЙ нынешнего года издательство "Андреевский флаг" Фонда Андрея Первозванного опубликовало книгу "Записки командующего Черноморским флотом". Автор мемуаров - первый заместитель главнокомандующего ВМФ России, адмирал Игорь Владимирович Касатонов. С болью и горечью пишет он об обстановке, сложившейся на Черноморском флоте в 1991-1992 годах, когда решалась судьба этого крупнейшего военно-морского подразделения. Это повесть о сложном процессе, сопровождавшем формирование нового непростого, иногда драматичного периода в более чем двухсотлетней истории Черноморского флота.
Среди половодья, порой весьма мутного, мемуарной литературы последних лет это первая попытка объективно взглянуть на проблему раздела Черноморского флота глазами непосредственного участника событий, человека, глубоко переживающего судьбу "гордости и славы" российских моряков.
Игорь Касатонов - потомственный моряк, сын известного адмирала, прошедший все ступени флотской службы, большая часть которой прошла именно на Черном море. Будучи командующим ЧФ, он знал и обстановку, и людей. Именно это в немалой степени помогло командующему спасти Черноморский флот для России. В книге явственно ощущается огромная ответственность, которую проявили в 90-е годы моряки-черноморцы вместе со своим командующим. Борьба за сохранение флота была очень сложной. Каждый шаг, каждое продвижение вперед давалось ценой огромного напряжения, неимоверными усилиями. Много раз судьба флота и людей висела буквально на волоске.
После 1991 года, когда СССР распался, руководители и властные структуры бывших союзных республик в запутанной обстановке развала Вооруженных сил поступили по-разному. Прибалтика, например, потребовала вывода советских войск и флотских подразделений вместе с армейскими запасами. Другие страны оставили запасы себе, а части и соединения ВС СССР постепенно вытеснили со своей территории.
Но Украина поступила иначе. Президент и правительство объявили объединения, соединения и части ВС бывшей Советской армии и Черноморского флота своими, что в принципе было неверным решением. Особенно в отношении флота, мощь которого была несоизмеримой с задачами, обозначенными в военной доктрине Украины. Ведь операционная зона флота охватывала акваторию Черного, Азовского, Средиземного морей и часть Атлантического океана, прикрывая южный фланг бывшего СССР и его союзников. В состав Черноморского флота входило 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, способных решать тактические и стратегические задачи огромного масштаба, причем как наступательного, так и оборонительного плана.
Украине с ее более чем скромным местом на мировой политической арене такой огромный и мощный флот, как Черноморский, был попросту не нужен. Для охраны морских границ новой суверенной республики ракетные и авианесущие корабли, подводные лодки, авиационные соединения, составляющие ударную мощь флота, оказались ни к чему. В одной из личных бесед бывший в ту пору президентом Украины Леонид Кравчук прямо заявил И.Касатонову: "Большой флот Украине не нужен, нужен такой маленький". И окажись Черноморский флот в украинской "собственности", он бы прекратил свое существование. Этого, слава Богу, не случилось. И во многом благодаря усилиям Игоря Владимировича Касатонова, российского адмирала и патриота.
С сентября 1991 по декабрь 1992 года автор книги командовал Черноморским флотом России. Именно на этот период пришелся пик процесса определения судьбы ЧФ. И сегодня он рассказывает, что происходило в те напряженные дни и месяцы. Многое тогда зависело от его позиции, от решений, которые коллективно вырабатывались руководимым им Военным советом. В сложных обстоятельствах тех дней Военный совет стал единой командой, действовавшей по единому замыслу, на основе единых устремлений и помыслов. "...Мы хотели одного: сохранить флот, созданный поколениями наших пращуров, дедов и отцов. Мы противостояли силам, бездушно и бездарно разрушавшим то, что создавалось веками...", - пишет в предисловии Игорь Касатонов. Благодаря коллективному разуму, стойкости и мужеству черноморцам удалось выстоять, сдержать натиск деструктивных сил, хотя высшие эшелоны власти России не раз демонстрировали равнодушие к этому жизненно важному вопросу.
В своей книге автор рассказал о том, как шли в 1991-1992 годах переговоры о статусе ЧФ с руководством Украины, министерством обороны республики. На командующего жестко давили, предлагая принять присягу на верность Украине и стать по сути первым украинским адмиралом, командующим украинским флотом. Он отклонил эту сомнительную "честь", оставшись верным России.
Игорь Касатонов пишет о тяжелой ежедневной изнурительной борьбе за сохранение для России буквально каждого корабля, каждого соединения и флотского объекта. Приходилось постоянно противостоять грубейшему нажиму политиков, украинских спецслужб, не гнушавшимся даже провокациями - словом, пройти через многие труднейшие испытания.
"Тогда, семь лет назад, приходилось действовать, исходя из опыта жизни и службы на основе чутья, трезвого расчета, здравого смысла... Когда вопрос украинской присяги стал переходить из области разговоров в практическую плоскость и тогда было объявлено, что флот будет переподчиняться, я сразу решил: этому не бывать! Чтобы утвердиться в верности принятого решения, выслушал мнение своих товарищей, членов Военного совета, офицеров... Увы, к сожалению, реально в Москве поддержать нас никто не мог, мы бились в одиночку".
Длительная и изнурительная борьба в конечном счете увенчалась относительным успехом. 12 июня 1992 года ЧФ поднял на своих кораблях Андреевские флаги. Над военными городками и зданиями флотских учреждений взвились государственные флаги Российской Федерации.
Но проблема ЧФ, его судьба, а вместе с ней судьба связанных с флотом тысяч людей, проблемы статуса Севастополя и Крыма в окончательном виде не разрешены и по сей день. Поэтому книга адмирала Касатонова весьма актуальна и злободневна и может стать серьезным подспорьем для политиков и общественных деятелей, занимающихся решением этих проблем. А для массового читателя эта книга - увлекательное чтение. Вас ждут открытие многих, пока малоизвестных страниц новейшей истории Черноморского флота.