КАК СООБЩАЛОСЬ, представители Венецианской комиссии Совета Европы, которые участвуют в созданной по инициативе президента Молдавии Петра Лучинского смешанной комиссии по разработке совместного конституционного проекта, предложили сторонам временно наложить мораторий на рассмотрение всех прочих проектов. В ответ председатель парламента Дмитрий Дьяков заявил о готовности "заморозить" известные инициативы депутатов о расширении полномочий правительства и о превращении страны в парламентскую республику.
Соответственно и президент должен был отозвать направленный накануне в Конституционный суд собственный проект о превращении Молдавии в президентскую республику, подчеркнул председатель юридической парламентской комиссии Еуджен Русу. Но поскольку Петр Лучинский этого не сделал, намеченное на 26-27 мая заключительное заседание смешанной комиссии теряет всякий смысл. По словам же советника президента по юридическим вопросам Михая Петраке, направленный в КС проект как бы уравновешивает уже запущенные в оборот две депутатские инициативы. Но продвижение его действительно следует приостановить до окончания работы смешанной комиссии.
По определению пресс-секретаря КС Иона Софроние, Конституционный суд в своей деятельности вправе руководствоваться только законами Республики Молдова, а не призывами каких-либо международных организаций. На заседании 18 мая судьи приняли к рассмотрению представленный президентом документ. По закону он может быть рассмотрен в течение шести месяцев, в реальности же - не раньше, чем через один-два.
А состоится ли теперь итоговое обсуждение согласительного документа и не будут ли в противном случае "расконсервированы" упомянутые депутатские инициативы, зависит в том числе и от представителей Венецианской комиссии. Но стремление президентской команды поступить по-своему фактически уже просматривается. Правда, похоже, при любом раскладе президентский вариант уже не может быть задействован до декабря. Его рассмотрение парламент правомочен начать не раньше чем через пять месяцев после утверждения в Конституционном суде. А дабы президентские поправки нельзя было принять посредством конституционной инициативы 200 тыс. избирателей, парламентарии определили, что после выдвижения такого предложения должно пройти не менее трех месяцев до начала сбора подписей, на который отводится еще шесть месяцев.
В Тирасполе, по крайней мере внешне, реформационная интрига выглядит более простой. В условиях непризнанного статуса ПМР ее президент Игорь Смирнов действует без оглядки на международные структуры. 17 мая Приднестровский Верховный Совет утвердил предложенный президентской командой проект конституционной реформы во втором чтении. В соответствии с ним, по информации руководителя пресс-службы Верховного Совета Ольги Шаповаловой, ПМР провозглашается Приднестровской Республикой. Ее глава будет самостоятельно формировать Кабинет министров, не согласовывая ни персональный его состав, ни структуру (как это было прежде) с депутатами. Кроме того, теперь он, а не законодатели будет назначать городских и районных судей. Сам же Верховный Совет намечено преобразовать из нынешнего, двухпалатного, в однопалатный в составе 43 депутатов. Названное число является результатом компромисса (президент предлагал сократить депутатский корпус до 37), так же как и форма деятельности законодателей: уже после декабрьских выборов и формирования нового Верховного Совета им самим предстоит определить, какое количество парламентариев будет работать на профессиональной основе. Одобрение во втором чтении было решающим. Третье, к которому будут подготовлены поправки редакционного характера, запланировано на 21 июня. После этого в Приднестровье займутся практическим строительством суперпрезидентской республики.
Кишинев