В НАШЕЙ публикации ("НГ" от 29.02.2000 г.) о деятельности и махинациях с комиссионными бельгийской энергетической компании "Трактебель" в Казахстане мы сообщали, что продолжение этого события в скором времени последует. Так оно и произошло...
Напомним, что "Трактебель" - корпорация мирового масштаба, в два приема и, как представлялось, довольно прочно обосновалась в Казахстане с благородным намерением путем инвестиций развивать энергетический потенциал этой страны. В августе 1996 года она становится главным акционером национальной компании по производству и трансляции электроэнергии в "Almaty Power Consolp", располагающей четырьмя крупными электростанциями. В следующем, 1997 году "Трактебель" заключает с Казахстаном второй контракт - на эксплуатацию газопровода протяженностью в 9 тыс. км, доставляющего природный газ в Европу. Затем наступил черный период - начались неурядицы. Во-первых, деятельностью корпорации на просторах Казахстана заинтересовались фискальные и судебные органы Швейцарии и Бельгии. В итоге была обнаружена явная "панама" в операции по уплате казахстанским партнерам 55 млн. долл. комиссионных неведомо за что, да к тому же часть из них, описав круг, снова вернулась в "Трактебель". Расследование продолжается, и юристам еще предстоит вынести свой вердикт. Во-вторых, казахстанская электросеть вместо ожидаемых прибылей приносит одни убытки, которые множатся и растут как снежный ком. Причина в том, что "Трактебель" требует резко увеличить плату за электроэнергию, на что Астана отвечает категорическим отказом, аргументируя тем, что процессы ценообразования и уровень жизни в Средней Азии неадекватны западноевропейским и отождествлять их нельзя. Наконец, в-третьих, корпорация не смогла найти общий язык с местными властями в деле эксплуатации газопровода и, кроме значительных издержек, ничего пока с этого не имеет.
В результате стечения всех этих неблагоприятных факторов и обстоятельств руководство "Трактебель" принимает твердое решение - отказаться от дальнейшего эксперимента в Казахстане и свернуть там все свои дела.
Судя по всему, этот разрыв будет обставлен по-джентльменски, в спокойной тональности, без надрыва. Определенный ущерб корпорация, конечно, понесла, и тут уж ничего не поделаешь. Как признался корреспонденту "НГ" один из администраторов корпорации Жан-Пьер Хансен, "казахстанская авантюра - это, безусловно, неудача, но не катастрофа для "Трактебель", деловая активность которой в мировом плане дает великолепные результаты". Что же касается прямых инвестиций корпорации в энергетическую отрасль Казахстана, то правительство страны и компания "Казтрансгаз" ведут себя в этом отношении солидно и добропорядочно, выражая готовность компенсировать произведенные затраты. По тем данным, которыми располагает корреспондент "НГ", Казахстан, где иностранная валюта в дефиците, предлагает расплатиться своим природным газом в объеме 1,4 млрд. куб. м. По нынешним мировым ценам это составит примерно 100-110 млн. долл., что как раз и соответствует сумме капиталовложений "Трактебель" в Казахстане. Газ будет поставляться к бельгийской границе в течение года. Похоже, что такой вариант вполне устраивает обоих несостоявшихся партнеров.
Так или иначе, но некоторый анализ произошедшего необходим. Почему же все-таки такой исход? Многоопытная, казалось бы, бельгийская компания с мировым именем просчиталась, видимо, потому, что скалькулировала эту сделку с Казахстаном по своим привычным классическим нормам и понятиям, которыми пользуется и оперирует во всех странах и регионах планеты. Но делалось это без учета весьма своеобразной специфики Казахстана, без знания местных условий и многих иных факторов. Так же и Астана: нуждаясь в инвестициях, она ухватилась именно за эту привлекательную сторону в партнерстве с "Трактебель", не очень заботясь о том, что корпорация хочет заработать, вернуть сторицей вложенный капитал.
Неудача "Трактебель" в Казахстане, безусловно, окажет негативное воздействие на умонастроения деловых кругов западного мира. Ведь общеизвестно, что предприниматели, финансисты, крупные бизнесмены относят страны бывшего СССР к категории "повышенного риска" с непредсказуемыми результатами сотрудничества. Поэтому Запад очень внимательно следит за теми, кто отважился идти по тонкому льду предпринимательской деятельности в России, странах СНГ: пройдет - за ним могут последовать и другие, провалится - значит, урок остальным. Так что определенный урок будет извлечен и из опыта "Трактебель" в этом экзотическом для европейцев Казахстане...
Брюссель