Министры обороны государств - участников Договора о коллективной безопасности видят общую цель. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
ИТОГИ минской встречи лидеров государств - участников Договора о коллективной безопасности продолжают широко комментироваться официальными лицами и в СМИ. При этом упускается из виду ряд чрезвычайно важных соображений, могущих повлиять на предстоящую реализацию достигнутых договоренностей. Во-первых, подписанный в Минске Меморандум фактически превращает ранее малодейственный и аморфный Договор о коллективной безопасности образца 1992 года в военно-политический документ, превращающий шестерку из числа государств СНГ в еще одно интеграционное объединение в составе Содружества. Какова будет реакция на это остальных членов Содружества, пока сказать трудно, но вполне вероятно, что такие страны, как Украина, Грузия и Азербайджан зарезервируют за собой право на некие шаги в сторону от "шестерки" и от Москвы. Во-вторых, очень интересен момент с отсутствием в числе членов ДКБ и минского Меморандума Узбекистана - главного идейного вдохновителя ужесточившейся позиции России по отношению к угрозе со стороны талибов. Есть сомнения в том, что Ташкент после выполнения Москвой и "шестеркой" обещаний по части обороны от возможной агрессии "Талибана" не изменит свою позицию и не отойдет от политического сотрудничества с Москвой и ее реальными союзниками. К числу последних безоговорочно сегодня можно отнести только Белоруссию, с некоторыми оговорками - Армению и Таджикистан.
В-третьих, непонятно, кто именно, помимо узбекской армии, боеспособность которой вызывает вопросы, и российской авиации, пограничников и 201-й дивизии будет оборонять южный фланг СНГ. Совершенно очевидно, что это не Казахстан, поскольку позиция этого государства в области применения силы известна еще по временам присутствия в Таджикистане объединенных миротворцев СНГ. Киргизия должна будет выполнить свою часть военной работы, но силы киргизской армии слишком слабы, что доказали прошлогодние баткенские события. Полномасштабное же участие вооруженных сил Таджикистана может создать скорее дополнительные трудности ввиду их крайней разнородности и возможности помощи в некоторых случаях и талибам.
И, наконец, один из главных вопросов - особая позиция Туркмении, которую при наличии у этой страны протяженной общей границы с Афганистаном никак нельзя не учитывать.
* * *
В МЕЖДУНАРОДНОЙ военной организации, созданной в 1992-1993 гг. путем подписания Договора о коллективной безопасности (ДКБ), все последние годы шли противоречивые процессы. За чертой участников ДКБ оказались три страны СНГ: Молдавия, Туркмения и Украина. Некоторые страны - Азербайджан, Грузия и Узбекистан - с самого начала взяли курс на отход от реального создания дееспособного военного блока. Они, в частности, решили не подписывать протокол о продлении ДКБ, срок действия которого истек 20 апреля 1999 г.
Такое отношение ряда государств привело к тому, что большинство решений и документов, разработанных в рамках договора, были декларативными и фактически не работали.
С другой стороны, существуют сферы военного сотрудничества, отношения в которых поступательно развивались.
Прежде всего следует указать на Объединенную систему (ОС) ПВО. Соглашение о ее создании в 1995 г. не подписали лишь Азербайджан и Молдавия. Узбекистан и Туркмения участвуют в деятельности Координационного комитета ОС ПВО нерегулярно. Напротив, ряд государств - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения - несут совместное боевое дежурство в рамках Объединенной системы. Это означает, что командные пункты ВВС и ПВО армий этих стран обмениваются информацией о воздушной обстановке и готовы в определенных условиях совместно противостоять нарушителям воздушного пространства. К пятерке собирается присоединиться Таджикистан.
Эффективное сотрудничество в рамках ОС ПВО объясняется его исключительной выгодностью для государств СНГ. Россия прежде всего заинтересована в расширении радиолокационного поля, которое за последние 10 лет сократилось почти в пять раз и не позволяет контролировать воздушное пространство над всей границей. Остальные участники ОС ПВО без помощи России (поставка и ремонт техники, подготовка кадров, использование полигонов и т.д.) не способны поддерживать и развивать сложную и дорогостоящую систему противовоздушной обороны.
Интересно, что Киев, не участвующий в ДКБ и ОС ПВО, все активней подключается к реальному сотрудничеству в сфере противовоздушной обороны. В частности, в этом году украинские военные собираются прибыть на учения "Боевое содружество-2000". Эти, ставшие традиционными, коалиционные маневры стали, пожалуй, самыми эффективными мероприятиями боевой подготовки, проводимыми в рамках СНГ. Бросается в глаза, что состав активных участников ОС ПВО в точности совпадает со списком государств, лидеры которых совещались два дня в Минске.
Другим направлением реального военного сотрудничества стало развитие связей России и Белоруссии. Уровень интеграции ВС Москвы и Минска примерно соответствует тому, что достигнут в рамках НАТО. Определены контуры объединенной группировки войск, сопряжены автоматизированные системы связи и управления, формируется пусть не большой, но все-таки единый госзаказ на вооружение. Следует указать на критическую зависимость России от военно-технического сотрудничества с Белоруссией. Достаточно напомнить, что колесные шасси для стратегических ракетных комплексов "Тополь" и "Тополь-М" изготавливаются и разрабатываются в Минске.
Если говорить о боевой деятельности, то наибольшая координация у России достигнута с Таджикистаном, где 201-я мотострелковая дивизия и погрангруппа РФ интегрированы в систему защиты страны от внешней агрессии. Наблюдается явный прогресс в координации усилий среднеазиатских государств, о чем свидетельствуют, в частности, состоявшиеся два месяца назад учения "Южный щит Содружества-2000". Обстановка в этом регионе имеет явную тенденцию к обострению, и именно здесь сегодня решается, станет ли ДКБ реальным механизмом совместного обеспечения безопасности стран СНГ.
Следует указать, что на пути создания государствами Содружества полноценного военного блока стоят фундаментальные барьеры, прежде всего экономические. Возможности государств финансировать военное строительство несопоставимы.
Уровень боеготовности и боеспособности ВС резко отличается. Относительно велик он у Белоруссии, удовлетворителен у России. Трудно сказать что-либо определенное об армиях Астаны и Ташкента. Слабы и не имеют современного оружия армии Таджикистана и Киргизии. По информации некоторых экспертов, сложные виды вооружений (истребители, ЗРК) без российской помощи довести до боеготового состояния среднеазиатские государства не могут.
Даже при наличии политической воли исправить сложившееся положение очень трудно, поскольку в рамках СНГ и ДКБ отсутствуют механизмы военного сотрудничества, присущие полноценным военным блокам. Например, продажа или даже передача запасных частей из России в страны СНГ производится по таким же каналам (и с той же оперативностью), что и поставка оружия в Латинскую Америку. В результате заводы оборонки сидят без заказов, техника не боеготова, а госпосредники обоих государств улучшают свое финансовое положение.
В целом последние решения, принятые в рамках ДКД, - это всего лишь первые шаги на пути построения эффективной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве.
* * *
ПОПЫТКИ корреспондентов "НГ" в Ашхабаде получить официальную реакцию туркменского руководства на звучащие в России заявления о необходимости нанесения превентивных ударов по территории Афганистана успехом не увенчались. Но, по сведениям наших информированных источников, официальный Ашхабад по-прежнему не видит в талибском движении потенциального агрессора, стремящегося расширить свое влияние за пределы Афганистана. "У талибов слишком много своих проблем, чтобы вынашивать какие-то агрессивные планы, - сказали "НГ". - К тому же Туркмения, оставаясь единственной страной СНГ, имеющей на территории Афганистана консульские представительства (они расположены в Герате и Мазари-Шарифе. - Прим. "НГ"), лучше других знает ситуацию за более чем 850-километровой туркмено-афганской границей".
Работающие в соседнем государстве туркменские дипломаты, по некоторым данным, не видят повода для особого беспокойства, хотя, конечно же, не называют обстановку там особо благоприятной. Одним из источников напряжения на севере Афганистана, в частности, могут быть не "чеченские поселки и базы", а лагеря беженцев из Узбекистана, предположительно находящиеся близ города Сейитабада. Здесь скрываются многие противники ташкентского режима и не исключено, что именно эти лагеря являются истинной целью достаточно смелых замыслов российско-узбекских военных стратегов, чьим рупором стал Сергей Ястржембский.
В Ашхабаде напоминают о том, что афганская тематика была одной из центральных во время недавних переговоров Сапармурата Ниязова как с главой исполнительной власти Пакистана Первезом Мушаррафом, так и с президентом России Владимиром Путиным. Туркменбаши четко обозначил перед своими собеседниками позицию Ашхабада. Суть ее в том, что Туркменистан не считает правильным разделять афганский народ по группировкам и искать пути урегулирования вне рамок мирного переговорного процесса, с помощью инструментов принуждения. По мнению Ашхабада, огромную пользу могло бы принести вовлечение конфликтующих в Афганистане сторон в совместные с соседними странами экономические проекты, во взаимовыгодное региональное сотрудничество.
Туркменское руководство знает, о чем говорит: на протяжении всех лет, пока длится конфликт, подчеркнуто нейтральная позиция Ашхабада способствовала тому, что на туркмено-афганской границе не было практически ни одного серьезного инцидента, а на госбирже Туркмении спокойно заключали торговые сделки афганские предприниматели, прибывшие с территорий, подконтрольных разным группировкам. Последнее, правда, вовсе не означает, что Ашхабад не уделял внимания усилению контроля на своих южных рубежах - граница здесь под надежной охраной, о чем свидетельствуют многочисленные задержания контрабандистов, у которых изымаются наркотики и оружие.
Местные независимые наблюдатели полагают, что Туркмения вполне может оказаться пострадавшей стороной в том случае, если Россия действительно предпримет какие-то военные шаги в отношении Афганистана. В частности, здесь не исключают возможности массового перехода на туркменскую территорию афганцев из зон нанесения превентивных ударов, что может повлечь за собой определенные сложности для местных властей. Но эта проблема покажется мелочью в сравнении с возможным общим обострением обстановки в регионе, которое представляется неминуемым, если в российских властных структурах в ущерб государственной дипломатии верх возьмет стремление поиграть военными мускулами.
Ашхабад
* * *
ВЧЕРА в Ташкенте открылась очередная сессия Олий мажлиса - парламента Республики Узбекистан. Выступления президента Ислама Каримова предусмотрено не было, однако депутаты ожидали, что узнают точку зрения главы государства о заявлении помощника российского президента Сергея Ястржембского, позже подтвержденного министром обороны России, о возможности превентивного удара по террористическим центрам в Афганистане. Однако внятной оценки сенсационного заявления Ястржембского так и не последовало.
Тем не менее узбекский президент коснулся некоторых аспектов армейской реформы. В частности, Ислам Каримов заявил, что узбекская армия должна быть компактной, небольшой по численности. Ее основная задача - защита основ конституционного строя и защита от внешней агрессии. "Мы никогда не будем нападать ни на какую страну. Я не допущу, чтобы наши сыновья воевали за пределами республики, - заявил президент. - Мы будем защищать только свой дом и свое Отечество".
Не вдаваясь в подробности, глава государства рассказал депутатам, что военные округа, а их в Узбекистане пять, будут состоять из батальонов, в свою очередь, разбитых на боевые группы. Это делается для того, чтобы приказы командиров быстрее доходили до конкретного солдата. По словам президента, два таких батальона уже созданы и дислоцируются на юге границы с Афганистаном в Кашкардарьинской и Сурхандарьинской областях.
Президент предпочел умолчать о том, что данные батальоны были созданы с помощью консультантов Министерства обороны США и по своей структуре и численности напоминают американские батальоны сухопутных войск. В то же время президент обратил внимание депутатов на то, что по вопросу реформ узбекской армии у него дважды - в декабре прошлого года и в нынешнем мае - шел разговор с президентом России Владимиром Путиным. Россия, по мнению Каримова, первая и единственная из великих держав заявила о своей готовности протянуть руку помощи в случае, если такая помощь потребуется. Угрозу Узбекистану российский президент воспринимает как угрозу России. "Мы вместе с Россией сохраним здесь стабильность и создадим спокойствие для своих граждан", - обращаясь к депутатам, сказал президент.
Позже, отвечая на вопросы журналистов, глава государства назвал некоторые из проектов, которые будут осуществлены совместно узбекскими и российскими военными. Это, в частности, создание предприятия по ремонту вертолетной техники, аттестация ракетных зенитных установок, замена системы связи и еще девятнадцать других проектов.
Ташкент