В ОТЛИЧИЕ от россиян узбекистанцы не были ошарашены заявлением Сергея Ястржембского о возможности нанесения превентивного удара по террористическим центрам в Афганистане. Больше того, здесь прекрасно осознают, что подобные удары если будут нанесены, то непременно при содействии узбекистанских военных.
Зная нравы религиозных фанатиков, подавляющее большинство узбекистанцев осознает: реальная защита Центральной Азии от международного терроризма может быть осуществлена не путем переговоров - разговаривать с оголтелыми фанатиками дело бессмысленное, - а лишь путем очень жесткого военного давления.
Впрочем, местные средства массовой информации предпочитают пока об этом ничего не говорить, ожидая официальной реакции на заявление Москвы главы Республики Узбекистан. Она, эта реакция, пока не последовала, но ожидается, что на заседании очередной сессии Олий мажлиса - парламента страны - состоится выступление Ислама Каримова. Впрочем, у наблюдателей нет ни малейших сомнений, что все действия Москвы с президентом Узбекистана были, несомненно, согласованы и ничего неожиданного для него в заявлении помощника президента РФ не было.
Есть ли у планов России противники в Узбекистане? Есть. Судя по опросам корреспондента "НГ", некоторая часть жителей серьезно опасается, что, обратившись за помощью к России, Узбекистан может столкнуться с новой российской экспансией в Среднюю Азию, хотя при этом и признаются: пусть лучше русские, чем талибы.
Есть и определенная часть населения, явно поддерживающая религиозных фундаменталистов, о чем свидетельствуют периодически появляющиеся в городах республики, в том числе и в столице страны Ташкенте, листовки, призывающие покончить с "режимом Каримова".
Сколько их - сторонников этой своеобразной "пятой колонны", - готовых по команде так называемого исламского движения Узбекистана выступить на стороне врагов демократии, официально неизвестно. Эти цифры могли бы, вероятно, обнародовать спецслужбы Узбекистана, но они предпочитают пока молчать.
Ташкент