НА ФОНЕ того, что происходило в разное время между Россией и ее соседями, российско-казахстанские отношения по постсоветским меркам едва ли не образцовы. Хотя налицо известные этнические моменты, экономические разногласия, несовпадающие интересы и оценки. Все есть, но нет одного - конфликтов. Этот важный опыт вселяет уверенность, что непростая задача - сохранять добрые отношения с ближним зарубежьем - разрешима. Главное же - в лице Казахстана мы имеем партнера, для которого прочность, стабильность межгосударственных связей есть линия принципиальная, выдерживаемая на деле, а не на словах.
Лишь недавно ставший полноценным субъектом внешней политики, Казахстан последовательно реализует свою внешнеполитическую доктрину, в основе которой - идея многополюсного мира, функционирующего в рамках международного права. Трезвый учет имеющихся у республики ресурсов, средств и возможностей предопределил и систему внешнеполитических приоритетов.
С одной стороны, после распада СССР многонациональная по составу, граничащая с весьма сильными государствами страна, зависимая к тому же от соседей во всех своих внешних коммуникациях, оказалась в сложной экономической ситуации, столкнулась с непростыми, требующими времени задачами государственного обустройства. С другой стороны, в Казахстане действует одна из немногих в СНГ эффективных экономик, чьи показатели за последние два года внушают умеренный оптимизм. Однако и перед лицом "нормальных" рыночных проблем республика может рассчитывать на их успешное решение и прогресс только в условиях мира и спокойствия. Иного просто не дано. Если для кого-то эти условия - идеал будущего, то для Казахстана - необходимость сегодняшнего дня.
Поэтому база внешнеполитической доктрины Казахстана - здоровый геополитический прагматизм, его нацеленность на развертывание отношений с широким кругом государств, ближних и дальних - постоянная величина, а российский вектор в "многовекторной" дипломатии страны - один из самых значимых. Понимая и принимая современные правила игры, руководство Казахстана стремится к интеграции нового открытого типа, отвергая модели союзно-изоляционистского толка. Особое значение придается участию в СНГ и укреплению этой организации. С первых дней ее существования по настоящее время Казахстан является одним из самых настойчивых "проинтеграционистов" - если не самым настойчивым. Ради этого Казахстан предпринял немало действий, продемонстрировав едва ли не наибольшую активность среди постсоветских государств. У страны уже сложилась репутация чуть ли не локомотива интеграции - причем сложилась так прочно, что политика Казахстана стала объектом нападок националистических, антиинтеграционистских сил в ближнем зарубежье (например, западноукраинских националистов).
Памятна прежде всего концепция Евразийского союза, адресованная странам СНГ. То, что это не лозунг, а серьезный план, видно из того, что предусмотрен полномочный национальный орган - то есть объединение не будет формальным, аморфным. Намечен и маршрут реализации - с опорой на уже существующий Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Широко известны знаменитые "10 шагов навстречу простым людям", другие инициативы Нурсултана Назарбаева, и не вина Казахстана, что они по различным причинам были заблокированы.
На других направлениях своей внешней политики Астана выдвинула проект континентальной системы безопасности, предложив начать с совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Казахстан активно участвует в "шанхайском процессе" по укреплению военно-политического доверия в обширном регионе от Тихого океана до Центральной Азии и не менее активен в различных проектах по укреплению центральноазиатского сотрудничества.
По культурно-историческим и конфессиональным параметрам Казахстан - государство азиатское. По своей географии это евроазиатская страна. Однако пропагандируемые Астаной механизмы реализации стратегического партнерства нацелены на достижение общего баланса интересов без ущерба для третьих стран. Безопасность и преуспевание России зависят и от того, в какой мере наша политическая элита это поймет и оценит.
Недаром президент Назарбаев недавно заметил: "Если в России восторжествуют ответственные, государственные подходы, если российские лидеры начнут всерьез думать о геополитике, о роли страны на евразийском субконтиненте, то многие государства СНГ с надеждой повернутся в сторону России".