ЗАВЕРШИЛСЯ трехдневный визит представительной российской делегации в Азербайджан, возглавлял которую министр РФ по делам СНГ Леонид Драчевский. Делегацию принял президент Азербайджана Гейдар Алиев. Главным вопросом обсуждения, по словам участника делегации, заместителя министра РФ по делам СНГ Владимира Покровского, был "узкий вопрос" о зоне свободной торговли в экономической системе Содружества. Однако, по мнению российской стороны, у решения этого вопроса в рамках двусторонних отношений есть широкие перспективы - по крайней мере, таков итог визита российской делегации в Баку, в результате которого были парафированы Соглашение о взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров, а также Протокол о перечне изъятий из режима свободной торговли. По мнению Владимира Покровского, Азербайджан стал первой страной, с которой "мы провели конкретные переговоры по этому вопросу на базе конкретных документов". Правда, после визита Кремль упразднил МинСНГ.
Переговоры с официальным Баку, несмотря на ряд неоднозначных вопросов и некоторую дискуссионность в их трактовке с обеих сторон, прошел, по мнению российской стороны, очень продуктивно. Из предложенных первоначально 12 изъятий из режима свободной торговли в итоге остановились на четырех: со стороны России изъятию подлежат такие товары, как, например, белый сахар, спирт, табачные изделия (эти меры в некоторой степени защищают отечественного российского производителя), Азербайджан же в качестве контрмеры (то бишь изъятия) "выставил" пиво - предполагается, что тоже для защиты своего производителя. Специфика России по отношению к странам СНГ, не входящим в Таможенный союз, состоит в том, что пока в реальной модели свободной торговли нельзя обойтись без подобных изъятий, и они будут вводиться в рамках двусторонних отношений, о чем партнеры по Содружеству давно осведомлены. В идеале, конечно, ЗСТ должна обходиться без таких мер, но пока до этого идеала на постсоветском пространстве далеко (за исключением, разве что, таможенной "пятерки"). Однако и всем остальным нужно двигаться вперед, особенно после затяжных многолетних дискуссий - и в этом плане тщательная проработка проекта Соглашения о взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" с партнерами из Азербайджана, по мнению российской стороны, создает своего рода базу для подписания аналогичных соглашений с другими партнерами по СНГ - с учетом, конечно, специфики каждой страны. На вопрос обозревателя "НГ" "кто следующий?" Владимир Покровский (предварительно подчеркнув, что в данном случае действует "логика внутренней готовности партнеров", а не какое-либо форсирование событий со стороны России) назвал Украину: "Мы с Украиной давно ведем аналогичные переговоры по этому вопросу, но здесь есть своя специфика: у нас большой объем товарооборота - и, следовательно, есть большое количество товаров, которые могут подпадать под изъятия: их число может достигать нескольких десятков". Другие партнеры по СНГ пока вообще предполагают обойтись без каких-либо изъятий со своей стороны во взаимоотношениях с Россией, поэтому в каждом случае проблема будет решаться конкретно, с учетом специфики каждого российского партнера по Содружеству (включая специфику национального законодательства и взаимоотношений исполнительной и законодательной власти).
Главным итогом российско-азербайджанских соглашений участники этого диалога считают "вывод" проблемы ЗСТ из штопора многолетних дискуссий и включение, наконец, работающей модели в экономику СНГ. Вообще же на первый план теперь выходят именно двусторонние соглашения как "двигатель торговли". Почти все партнеры по СНГ довольно долго упрекали Москву в том, что Россия сама "тянет" с решением этого, прямо скажем, неоднозначного вопроса, и для этой "медлительности" были основания: по мнению некоторых российских экспертов, само введение зоны свободной торговли и участие в ней приведет к потере 600 млн. долл. в год - цифра для РФ серьезная. Однако и упреки партнеров не лишены были некоторого лукавства: так, осенью прошлого года российская сторона всем странам СНГ предложила для обсуждения перечень возможных изъятий, но почти все партнеры весьма отрицательно отреагировали на это предложение и фактически просто отказались что-либо обсуждать, выдвигая искусственные контраргументы. По мнению российской стороны, итоги двустороннего соглашения с Азербайджаном в этом смысле должны стать обнадеживающим сигналом и для других - во-первых, потому что чисто экономические проблемы никак не увязывались с политическими, во-вторых, двусторонние соглашения России и Азербайджана ни в коей мере не нарушают баланс интересов таможенной "пятерки", а в-третьих, парафированные в Баку документы говорят о том, что в двусторонних соглашениях России и любого другого партнера по СНГ могут действовать цивильные правила игры на основе общепринятых международных норм.
Что же касается потенциальных российских потерь в связи с реально действующей моделью зоны свободной торговли, то у этой проблемы, начиная с 1992-1994 годов, был как бы "отложенный статус", что, увы, не отменяет проблем и сегодня, поскольку потери (особенно в случае "ложного экспорта", позволяющего уклоняться от налогов) как бы "запрограммированы" и уже давно просчитаны. Однако плюс сегодняшней ситуации, по оценкам участников диалога, заключается в том, что вопрос все-таки сдвинулся с мертвой точки именно в рамках двусторонних соглашений - и впредь он должен решаться только так, поскольку в рамках всего Содружества "обсуждать уже нечего". Экономическая реальность такова, что возможные потери от любых реформ всегда подсчитываются легко и быстро, а выгоды и плюсы подсчитать с такой же точностью практически невозможно, хотя и они, по мнению специалистов, безусловно существуют. Пока же Азербайджан стал первым партнером России по осуществлению реально действующей модели зоны свободной торговли в рамках двусторонних отношений на основе общепринятых международных принципов, закрепленных в конкретных двусторонних документах.
Следовательно, на постсоветском пространстве все-таки приступили к решению проблемы ЗСТ - "узкого вопроса" с широкими перспективами.