КО ВСЕМИРНОМУ дню свободы прессы, который отмечается 3 мая, Международный комитет защиты журналистов (CPJ) со штаб-квартирой в Нью-Йорке обнародовал ежегодный список десяти главных врагов прессы в мире. В перечне врагов прессы, "чьи действия делают их лично ответственными за невыносимые условия деятельности для прессы в их странах", лидер Революционного объединенного фронта Сьерра-Леоне Фоде Санко, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, президент Югославии Слободан Милошевич (второй год подряд). СНГ в этом году представил Нурсултан Назарбаев. Далее в списке президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш, президент Перу Альберто Фухимори. Второй год подряд в списке значится руководитель Малайзии Махатхир Мохамад, третий год подряд - президент Туниса бен Али. Уже в течение четырех лет в списке врагов прессы президент Китая Цзян Цзэминь. Шесть лет не покидает список и кубинский лидер Фидель Кастро.
В прошлом году под номером шесть в списке значился президент Украины Леонид Кучма. В этом году его имя в списке отсутствует, но это вовсе не означает, что ситуация с соблюдением принципов свободы слова на Украине нормализовалась. В ответ на вопрос корреспондента украинской службы Би-би-си Ростислава Хотина, не означает ли отсутствие в списке имени украинского президента наличие прогресса со свободой масс-медиа на Украине, координатор CPJ по Украине и странам региона Эмма Грей заявила: "Ни в коем случае! Это не означает, что мы ощущаем улучшение ситуации на Украине... В этом году мы хотели немного перефокусировать внимание с Европы на Азию - именно поэтому в списке оказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев... Наша документация относительно наступлений на прессу за 99-й год зафиксировала разнообразные виды давления на масс-медиа на Украине. И это широкие методы - от направления на то или иное средство массовой информации инспекций налоговых органов до судебных исков против изданий с целью их обанкротить. Кроме того, на Украине кое-где могут запугивать спонсоров тех или иных изданий или, скажем, рекламодателей. И такая ситуация длится и поныне..."
16 апреля во Львове началась беспрецедентная акция под названием "Волна свободы", организованная львовскими журналистами и поддержанная во многих регионах Украины. Поводом для проведения акции стало постановление Франковского районного суда Львова от 31 марта 2000 г. о взыскании с местной газеты "Экспресс" 150 тыс. гривен (порядка 30 тыс. долл.) за 12-строчную заметку, которая была опубликована еще в 1997 г. В заметке шла речь о том, что один местный композитор использовал в своем произведении отрывок из популярной песни. Редакция "Экспресса" утверждала, что суд исполнил заказ власти, так как взаимоотношения газеты с областной властью очень напряженные. Во Львове была сооружена символическая баррикада, а с 19 по 24 апреля участники акции провели голодовку, которая была прекращена после отмены Львовским областным судом решения о взыскании штрафа. 3 мая акция была продолжена в Киеве, причем из Львова на двух "КамАЗах" перевезли баррикаду, в число элементов помимо обязательных мешков с песком и пустых бочек входили разбитый рояль 1940 г. выпуска, старый автомобиль, часы, а также неработающие пишущие машинки и радиоприемник. Оформлением этого сооружения занимался известный львовский художник-перформист Владимир Кауфман.
4 мая более 50 журналистов-участников акции "Волна свободы" прошли в противогазах от Крещатика до здания Кабинета министров и Верховной Рады Украины на ул. Грушевского. Журналисты потребовали внести в законодательство о прессе изменения об установлении верхней границы сумм компенсации за причиненный моральный ущерб, утвердить четкие критерии определения размера компенсации причиненного морального ущерба. Они также предложили признать, что экспертные выводы, осуществленные журналистскими комиссиями по этике, которые создаются в областных центрах и будут действовать на основании соответствующих лицензий, должны быть обязательно учтены при принятии решений районными судами в отношении СМИ. А также предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц, умышленные действия которых препятствуют журналистам в выполнении ими своих служебных обязанностей.
Что интересно, акцию поддержали практически все, кто мог. Начиная с премьер-министра и заканчивая депутатами и председателем Союза журналистов Украины. Однако директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович заявил, что есть серьезные основания рассматривать целью акции "Волна свободы" не защиту свободы слова, а лишь имитацию такой защиты. Владимир Малинкович посчитал "абсолютно некорректными" требования протестантов. В частности, "непонятно, от кого они защищают СМИ". По его мнению, защита прессы от контроля со стороны судебных органов означает отказ от идеи правового демократического государства. "Иное дело, если бы протестанты требовали от судов действовать строго по закону, а не в соответствии с "телефонным правом". При этом политолог отметил, что от обсуждения решающей для свободы прессы проблемы - зависимости судебной власти от власти исполнительной - участники акции фактически уклоняются. "Поэтому, видимо, и власти снисходительно относятся к протестантам, не прибегая к жестким методам давления. Не случайно среди политиков, поддержавших "Волну свободы", представители парламентского большинства, сторонники исполнительной власти.
По мнению Владимира Малинковича, для изменения закона вполне достаточно, чтобы фракции, поддержавшие акцию (СДПУ(о), "зеленые", два "Руха", "Реформы и порядок"), выступили с соответствующей законодательной инициативой и предоставили для ее широкого обсуждения контролируемые соответствующими партиями СМИ. Учитывая, что требования протестантов "декларативны, весьма абстрактны и частью наивны (например, призыв к беспартийности прессы, к обязательной критике власти), г-н Малинкович высказал предположение, что акция организована определенными группами "послушного парламентского большинства" с целью создать видимость борьбы за свободу слова и представить себя в образе активных поборников демократии. Он также не исключил, что организаторы акции организовали эту "драчку" для демонстрации недовольства одних олигархов перераспределением министерских портфелей в пользу других олигархов.
Вслед за киевской частью акции "Волна свободы" в одной из наиболее влиятельных и объективных украинских газет -- еженедельнике "Зеркало недели" были опубликованы данные опроса 48 ведущих киевских журналистов по проблемам с соблюдением свободы слова на Украине. Отвечая на вопрос "Объективное освещение чьей деятельности или критика в чей адрес может повлечь за собой самые жесткие ответные меры в отношении журналиста, издания или учредителя СМИ?", 77% опрошенных назвали президента страны Леонида Кучму, 56% - министра внутренних дел Юрия Кравченко, 50% - депутатов Григория Суркиса и Виктора Медведчука, 33% - органы государственной налоговой администрации.
Журналистам также было предложено определить степень влияния ряда факторов на ограничение свободы слова на Украине. "Максимально сильное" влияние, по мнению 52% журналистов, оказывает зависимость от власти отечественных бизнесменов, способных содержать СМИ, 50% - болезненное отношение к критике со стороны главы государства, по 27% - тот факт, что общественно-политические издания на Украине не могут быть прибыльными, и отсутствие социального заказа на объективную информацию и анализ происходящего. По 23% опрошенных назвали в качестве факторов, максимально влияющих на свободу СМИ, отсутствие крупных западных инвестиций в масс-медиа, низкую покупательскую способность населения и давление на СМИ со стороны олигархов.
Отвечая на вопрос "Какие субъективные факторы мешают отечественным журналистам объективно освещать происходящее?", 83% назвали неинформированность, по 77% - боязнь потерять работу и меркантильные соображения, 71% - малодушие, 60% - отсутствие понимания принципов написания объективного материала, принятых в цивилизованном мире, 48% - лень, 44% - отсутствие честолюбия. При ответе на вопрос "Когда давление на журналистов в Украине стало правилом?" 27% опрошенных назвали 1995 г., 19% - 1996-й, 15% - 1994-й, по 9% - 1990-й и годы соответственно парламентских и президентских выборов - 1998-й и 1999-й.
Среди факторов, которые могут повлиять на улучшение ситуации со свободой слова на Украине, 77% опрошенных ведущих журналистов назвали изменение внутриполитической ситуации, 62% - результативность украинских реформ, 52% - приход на украинский рынок СМИ зарубежных инвесторов, 36% - осознание себя европейцами и 19% - вмешательство западных демократий. 42% опрошенных считают, что действующее законодательство, регламентирующее свободу СМИ, удовлетворительное, но практика его применения ограничивает свободу слова. По мнению 39%, нынешние законы реально не гарантируют защиты свободы слова. Еще 19% уверены, что законодательство несовершенно, и никто из 48 журналистов не сказал, что действующее законодательство защищает права журналистов и изданий в достаточной степени. Отвечая на вопрос о сумме компенсации морального ущерба по судебным искам, 67% высказали мнение, что истец должен вносить определенный процент от требуемой суммы, 42% считают, что суммы компенсации должны быть ограничены.
Половина опрошенных оценила уровень вузовской подготовки журналистов как неудовлетворительный и только 4% - как высокий. Помимо этого, участники опроса заполнили и раздел под названием "Крик души". С учетом того, что анкеты были анонимными, крик души получился громким и откровенным. Наиболее емким было мнение одного из журналистов: "Очень хочется дожить до того счастливого дня, когда под такой анкетой можно будет гордо поставить подпись - и на следующий день спокойно выйти на любимую работу". Судя по всему, этот день наступит не скоро. Ибо власть имущие отлично освоили "бескровный" способ борьбы со СМИ с помощью судов и фискальных служб. Причем если в Киеве какая-то борьба журналистов за свои права еще возможна, то в регионах СМИ полностью бесправны, поскольку находятся практически в абсолютной зависимости от местных властей.
"Бархатная цензура", которую осуществляют местные власти путем давления на владельцев СМИ, оставляет полную иллюзию внешнего соблюдения всех прав и свобод. Свидетельство тому - президентские выборы и референдум. При этом в последнее время наблюдается еще один интересный феномен: создавая иллюзию полной демократии, власть имущие активно поддерживают работу западных СМИ на Украине. В частности, недавно с помпой было объявлено об увеличении объема вещания радио "Немецкая волна" на украинском языке до 30 минут в день. По информации оргкомитета "Волны свободы", в 1999 г. против украинских СМИ было возбуждено около 2200 судебных исков, согласно которым они должны были выплатить более 90 млрд. гривен истцам (более 16,5 млрд. долл.). Эта сумма в несколько раз превышает бюджет Украины. Кстати, некоторые аналитики не исключают, что последние события в Москве могут подтолкнуть "заинтересованные" круги на Украине к новому наступлению на свободу СМИ. Точнее, на то, что от этой свободы осталось за девять лет украинской независимости.